Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Чем сложнее процесс обучения, тем лучше результаты

Дороти Леонард

В эпоху «всего быстрого» (еды, интернета, отношений) люди рассчитывают и на легкое получение знаний. Перечислите все решения четко и кратко. Предоставьте возможность сразу же сверить результаты. Пусть выучат правильные ответы — и вперед, к новым знаниям.

К сожалению, настоящая учеба, за счет которой знания и навыки укореняются в долговременной памяти, никогда не дается просто. Как правило, то, что человек легко усваивает (небольшое усилие, чтобы удержать урок в памяти на ближайшие дни), очень тяжело извлекается из недр памяти и используется по прямому назначению. Многолетние исследования (особенно важна статья Роберта Бьорка из Калифорнийского университета и его коллег) выявили причины этого парадокса обучения.

И ученики, и учителя путают результаты во время обучения («способность к восстановлению») с долговременным сохранением и возможностью применять эти знания («способность к накоплению»). Исследования показали, что в лабораторных тестах постоянно проявляется «иллюзорная компетентность», то есть люди переоценивают свои способности решать будущие проблемы, если на занятии им предоставлялась активная помощь. Так, при виде готовых ответов участники эксперимента обычно убеждают себя, что могли и сами их дать («Конечно же, я это знаю!»). И чем более знакомым кажется им материал, тем хуже они его применяют — как говорится, «из знакомства рождается пренебрежение».

К счастью, существует ряд подтвержденных наукой способов улучшить долговременную память. Лучшие методики преподавания опираются на принципы того, что Бьорк назвал «полезной трудностью». К таковым относятся: например, перемежать разнообразные задания и виды учебного материала, а не сосредотачиваться надолго на одной теме; позволять ученикам делать ошибки и на них учиться; предлагать студентам прокомментировать новый материал в свете того, что они усвоили раньше; использовать тесты скорее для обучения, чем для оценки.

Читайте материал по теме: Почему кадровым данным нельзя доверять

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте