Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обратите внимание на ваши корпоративные эксперименты

Майкл Лука

Порой при слове «эксперимент» менеджеры-управленцы нередко впадают в панику. Не выйдет ли чересчур сложно? Дорого? Несправедливо по отношению к клиентам или сотрудникам? И по этим соображениям многие из них цепляются за статус-кво, хотя и в помине нет никаких разумных оснований.

Страх перед экспериментами редко бывает оправдан: на самом деле, управленцы постоянно проводят эксперименты, сами того не замечая, и делают это именно потому, что они достаточно просты в применении, недороги и вполне оправданы с точки зрения выгоды.

Чтобы понять, как происходят случайные эксперименты, рассмотрим такую ситуацию. Первокурсников в общежитие обычно селят по двое, и чтобы они лучше ужились, хороший университет заранее рассылает анкеты и определяет возможные комбинации. Но как выбрать из возможных наиболее удачную пару?

Например, рыночное решение: выставить лучшие варианты на аукцион. От этого обычно воздерживаются, поскольку тут едва ли возможно соблюсти справедливость и велик риск создать нечто вроде классовой системы. Другой вариант: проводить с каждым студентом длительные собеседования, уточняя предпочтения каждого, но это долгий и дорогостоящий процесс. Вместо всего этого чаще применяется простой, честный и экономичный способ: после предварительной сортировки с помощью анкет пары назначаются случайным образом.

Читайте материал по теме: Факты или эмоции: что работает в продажах?

Заметьте: никто не собирается проводить эксперимент. Университетское начальство стремится лишь соблюсти принцип справедливости и потому предпочитает распределять студентов по жребию. Но «случайное распределение» как раз и составляет суть любого эксперимента. И выходит случайный эксперимент, который, кстати говоря, позволяет получить ценную информацию о роли соседа по общежитию. Сравнив судьбу студентов из одного «набора» (по анкетным данным), которые случайным образом были распределены по парам, экономист Брюс Сасердот убедился, что сосед каким-то образом влияет на их средний балл. Кроме того эти случайно образованные пары влияли на выбор клубов и сообществ, в которые вступал новичок. Это исследование проясняет наши представления о влиянии среды из ровесников на результаты учебы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте