Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как «подружить» маркетологов со специалистами по продажам

Андрис А. Золтнерс , Прабхакант Синха , Салли Лоример
Фото: GREMLIN/GETTY IMAGES

Простой и удобный сервис для покупок может предложить далеко не каждая компания.

Вот ситуация: менеджеру нужно закупить программное обеспечение для работы. Он поручает аналитику из своего отдела подобрать нужный софт в интернете. Тот рекомендует тот или иной продукт. Менеджер изучает информацию на сайте производителя и через форму обратной связи отправляет сообщение, в котором указывает, что именно нужно его отделу. Производитель ПО отправляет по электронной почте материалы, менеджер просматривает их и связывается с отделом продаж, если у него возникнут вопросы.

Но тут начинается неразбериха. В отделе продаж не успели прочитать сообщение, отправленное через форму на сайте, так что менеджеру приходится пересказывать то, что он уже написал. К тому же, информация от отдела продаж не везде совпадает с тем, что написано на сайте производителя. Чтобы добиться ясности и обсудить условия предложения, менеджер назначает встречу с представителем производителя ПО. А через пару дней после получения коммерческого предложения менеджеру неожиданно приходит письмо из отдела маркетинга производителя софта с другим предложением, но на более выгодных условиях. Нестыковки и лишняя информация накапливаются на каждом этапе взаимодействия, вносят сумятицу, вызывают раздражение. Производитель, в свою очередь, теряет время и ресурсы, затраченные на повторяющуюся, нескоординированную и неэффективную коммуникацию от маркетологов и продажников.

Сейчас для взаимодействия между покупателями и продавцами применяется целый арсенал средств: сайты, электронная почта, SMS-сообщения, социальные сети, печатная и телереклама, специалисты по продажам. В этих условиях синхронизировать коммуникацию становится все труднее. Ситуацию усложняет изобилие сторонних источников информации, например, обзоров или сайтов для сравнения цен. Сами покупки совершаются, в том числе, и на торговых площадках, в онлайн-чатах, через колл-центр, через местных представителей и множеством другим способов.

Современные покупатели легко переключаются между доступными им каналами приобретения. Это происходит быстро и непредсказуемо. Например, обычные покупки потребитель совершает только в интернет-магазине, а для более масштабных сначала ищет информацию в интернете, потом общается с продажниками, после чего снова идет в интернет, чтобы проверить полученную информацию. Процесс совершения покупок перестал быть линейным и последовательным.

Для того, чтобы обслуживание в B2B-продажах отвечало требованиям современных клиентов, приходится менять образ мышления. Чтобы согласовывать действия маркетологов и продажников и своевременно сообщать им о том, что нужно потребителю прямо сейчас, необходим специальный координатор. Иногда в этом качестве может выступать компьютерная система. В других случаях координатор — это живой человек с доступом к данным и аналитике.

Amazon — яркий пример компании, где для контроля действий пользователя в процессе покупки успешно применяется компьютерная система. На основе собранных данных аналитическое ПО Amazon прогнозирует, какой товар пользователь купит в следующий раз. Также система генерирует автоматические (но согласованные) рекомендации, как предложить конкретному пользователю нужный ему товар в подходящий момент. К примеру, на сайте Amazon для каждого пользователя индивидуально подбирают товары, которые ему могли бы понравиться. Если пользователь наживает на предложенный товар, но не приобретает его, система Amazon отправляет повторное предложение по электронной почте или показывает рекламный пост в соцсетях, которыми пользуется клиент. Компьютеризированная координация успешно применяется и в B2B-секторе, в особенности при работе с малым бизнесом и небольшими заказами.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте