Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему сотрудники всем недовольны

Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Кто из ваших сотрудников всех несчастнее? И что их доводит до ручки? Вполне возможно — совсем не те, о ком вы печетесь. Не те, кого мы априори считали бедолагами.

Мы собрали данные о самых неувлеченных, нелояльных делу сотрудниках, опросив более 320 000 человек из множества компаний по всему миру. Затем мы выделили нижние 5% — тех, у кого вовлеченность и лояльность оказались почти что на нуле — и сравнили отзывы этих 15 729 злосчастных с рассуждениями всех остальных.

Казалось бы, негативных отзывов следовало ждать от тех, кто не дает хороших результатов или не справляется с работой из-за недостатка образования, подготовки, либо же опыта. Или, думали мы, это сотрудники, которые еще слишком недолго находятся в компании и не успели понять, что им будет лучше в другом месте.

Но, присмотревшись к основным параметрам этих сотрудников, мы увидели, что правильнее всего назвать их «самыми средними». Чаще всего представитель этих пяти процентов:

  1. Был выпускником университета, но без степени
  2. Имел стаж работы от 5 до 10 лет
  3. Занимал должность на среднем уровне
  4. Его результаты оценивались как хорошие (то есть неплохие и невыдающиеся)

Да, в этой группе разочарованных встречаются несколько молодых и горячих сотрудников, сколько-то бездарей и даже несколько руководителей на вполне достойных должностях. Но по большей части эти бедолаги — хорошие, надежные работники, которые уже немало сил отдали компании, но почему-то утратили интерес к своему делу.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

Каковы основные факторы разочарования? Перечислим жалобы этих людей от наименее важных к более:

9. Индивидуальные отличия не замечаются или не ценятся. Всюду нынче говорят о разнообразии, но мало где оно практикуется.

8. Компания кажется малоэффективной. Многие организации зря тратят деньги, принимают неверные решения, противятся инновациям — иными словами, не умеют разумно использовать ресурсы так, чтобы сотрудники могли раскрыть весь свой потенциал.

7. Люди перегружены. Многие компании рассуждают о важности баланса между работой и личной жизнью, но заваливают своих сотрудников таким количество заданий, что с ними и не справишься. Несоответствие слова и дела вызывает глубокое разочарование.

6. Они не верят, что имеет смысл говорить о своих проблемах: все равно никто не поможет. Люди чувствуют себя беспомощными и беззащитными. К их мнению не прислушиваются.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

И это симптом еще более глубокой проблемы:

5. Люди считают, что их не замечают и не ценят. Их попросту используют.

Хуже того:

4. С ними обращаются несправедливо, отдавая предпочтение другим. Этим сотрудникам кажется, что другие получают больше денег или возможностей, а их только работой заваливают, и все это жестокая несправедливость.

3. В работе недостает цели и смысла. Если человек видит отдачу от своей работы, он может ей гордиться и желание работать укрепляется. Но эти сотрудники затеряны в ничтожных, никому не нужных делах, от которых, как им кажется, никому нет пользы.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте