Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как распознать компанию, ориентированную на творческий подход к работе

Дэвид Буркус

«У бизнеса всего две функции: маркетинг и инновации», — сказал однажды Питер Друкер. Инновации в бизнесе рождают новый продукт и новую бизнес-модель, а благодаря рекламе всему миру становится об этом известно. Обе эти составляющие являются частью творческого процесса, который двигает организации вперед. Но, когда дело доходит до построения творческой культуры, в которой маркетинг и инновации играют центральные роли, многие руководители просто впадают в ступор.

И правда, порой совсем просто для начала хотя бы определить, что же такое эта пресловутая «креативная культура». Понятия «креативность» и «культура» имеют тысячи разных оттенков, отчего становятся трудными для понимания, не говоря уже, собственно, об их практическом применении. Столкнувшись с подобной дилеммой, многие начинают применять подход члена Верховного суда США Стюарта Поттера. Он автор афоризма «узнаю, когда вижу», который судья использовал для описания своего критерия того, что можно считать порнографией, а что нельзя.

Но подобный подход крайне опасен. Нетрудно найти компанию, в которой процветает творческая атмосфера, и попытаться перенять этот дух. Но, не понимая в каком направлении движется сам процесс, вы не сможете выстроить прочный фундамент для дальнейшего процветания своей организации. Обратите внимание на офисы передовых ИТ-компаний и стартапов: у них есть столы для игры в настольный футбол, тележки с пивом и куча бесплатной еды. Но все это лишь вершина айсберга.

В 1980-х годах психолог Эдгар Шайн создал модель для понимания и анализа организационной культуры. Шайн разделил организационную культуру на 3 составляющих: артефакты, ценности и обязательства.

Артефакты — очевидные элементы организации, они лежат на поверхности. Обычно это предметы, которые может видеть любой человек, даже посторонний: мебель в офисе, расположение кабинетов, стиль одежды и юмор сотрудников, их традиционные высказывания. И да, футбол и бесплатная еда — это тоже артефакты. Артефакты сразу бросаются в глаза, но расшифровать их смысл подчас не так-то просто, как кажется, особенно если сильно не вдумываться в детали. В офисе компании IDEO в Пало-Альто из стены торчит крыло самолета — артефакт, который не может не поражать и не вводить человека в ступор, если он не знает о политике компании IDEO: здесь поощряются эксперименты в форме игры и выражение любых идей.

Читайте материал по теме: От корпоративной культуры не свободны и стартапы

Ценности компании — это те идеалы и стандарты, которые поддерживает компания. Ценности организации определяют поведение сотрудников и то, как они позиционируют ее на рынке. Чаще всего идеалы фирмы проявляются в публичных заявлениях, например, в так называемых ключевых ценностях компании, а также в обычных фразах, произносимых во время разговоров и бесед ее сотрудниками. Херб Келлехер, основатель Southwest Airlines, даже прославился благодаря фразе «наша авиакомпания — лоукостер», которую он часто использовал, дабы подчеркнуть ее доступность для пассажиров.

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте