Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как действительно понять, что хочет сказать собеседник

Марк Гоулстон

Люди, которые умеют влиять на других, хотят искренней вовлеченности в разговор и участия. Они не стремятся полагаться на законы жанра, они верят только в убеждение, которое действует здесь и сейчас. Такой вывод был сделан по итогам опроса 100 экспертов, практикующих в разных областях бизнеса, и итог этого опроса вошел в нашу книгу.

Успешные переговорщики следуют несложной схеме, включающей в себя четыре простых шага. И именно эти методы и помогают убеждать. Мы уже успели поговорить с вами о шаге №1: «Стремитесь к великим достижениям» и о шаге №2

Чтобы понять, насколько этот шаг важен, попробуйте представить себя в одном конце огромного торгового центра — скажем, в северо-восточной его части, а именно в кафе. А теперь представьте своего друга, который стоит напротив магазина игрушек, но в противоположной части торгового центра. Идея в том, что вам надо объяснить вашему приятелю, как до вас добраться.

Просто представьте, с чего вам начать разговор, может, с фразы «чтобы меня найти, тебе нужно оказаться в северо-восточной части торгового центра, возле кафе». Но это же странно, не так ли? Это же вы находитесь в этой части магазина, а не ваш собеседник.

Именно так в реальной жизни мы и пытаемся убедить других. Мы просто играем на своем поле: выдвигаем наши условия, исходя из собственных убеждений и опыта. Мы видим ситуацию, опираясь на собственные воззрения. Между нами и нашим собеседником лежит огромная пропасть, но мы действуем так, как будто мы уже ее преодолели.

Пример с торговым центром показывает, что мы совершаем большую ошибку, когда начинаем диалог с того, что выражаем собственную мысль, отталкиваясь от своего впечатления («наше собственное восприятие реальности»). Чтобы помочь другому человеку двигаться вперед, надо посмотреть на проблему его глазами («взгляд с позиции собеседника»).

Читайте материал по теме: 7 правил успешных рассказчиков

Чтобы ваш собеседник делал то, что необходимо вам, старайтесь минимизировать ваше собственное восприятие. Для этого обратите внимание на пять простых правил.

  1. Глубокое понимание ситуации: покажите, что вы уяснили суть проблемы. Дайте понять, что вы хорошо представляете себе все возможности и трудности, которые видит перед собой ваш собеседник. Предлагайте идеи, которые могут подойти ему или ей с учетом его или ее собственного взгляда на ситуацию. Когда вы действительно начинаете разбираться в ситуации конкретного человека, вы, скорее всего, услышите от него или нее фразы вроде: «совершенно точно» или «теперь ты понимаешь, в какую историю я вляпался…».
  2. Личная осведомленность: вы знаете их. Продемонстрируйте, что вы осознаете его или ее сильные и слабые стороны, цели, надежды, приоритеты, нужды, ограничения, страхи и интересы. Вдобавок вы проявите себя человеком, стремящимся установить с ними контакт на личностном уровне. Если вы сделаете это правильно, вы будете слышать от людей фразы подобные: «вы видите меня таким, каков я есть!» или «вы действительно понимаете, как я к этому пришел».
  3. Понимание, как выйти из сложившейся ситуации: вы видите пути их развития. Покажите людям, как им стоит действовать, чтобы добиться успеха на их же условиях. Дайте им варианты и альтернативы, которые позволят им проявить себя. Основываясь на вашем понимании их ситуации и того, что находится на кону для них лично, предложите возможности для улучшения положения дел и помогите им привести в порядок свои мысли и чувства, покажите им, как действовать правильнее. Когда вы преуспеете в этом, вы будете слышать о себе комментарии вроде: «это действительно могло сработать» или «я вижу, как это могло бы помочь мне!».

Один из наших любимых примеров касается Майка Крителли, бывшего главы поистине суперуспешной компании, Pitney Bowes. Майк был отмечен в книге Джима Коллинза о том, как самые успешные в мире бизнесы достигали своих результатов, его считают одним из наиболее выдающихся руководителей по шкале от «Очень Хорошего до Великого».

Читайте материал по теме: 5 советов для выступающих без подготовки

Майк — талантливый руководитель, и он умел организовать работу в команде так, чтобы каждый был занят своим делом, благодаря чему вместе все достигали выдающихся результатов. Когда мы спросили его, как у него это получается, то он ответил: «Иногда человека мотивирует всего лишь маленький жест, надо просто суметь сделать его в нужный момент. Будьте внимательны к людям, и вы поймете, что самое ценное для них».

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте