Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как правильно слушать собеседника

Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Скорее всего, вы считаете себя хорошим слушателем. То, как люди оценивают свою способность слушать, очень похоже на то, как они оценивают собственное водительское мастерство. В общем, большинство людей считает, что делают это лучше других.

По нашему опыту многие полагают, что умение слушать сводится к трем пунктам:

И действительно, большинство советов по менеджменту сводится к тому же самому — они призывают слушателей не перебивать, кивать и подбадривающе поддакивать, после чего обратиться к говорившему с фразой наподобие «Так-так, правильно ли я понимаю — ты хочешь сказать, что...». Однако недавно проведенные нами исследования показали, что такое поведение весьма далеко от подлинного умения слушать.

Мы проанализировали информацию о поведении 3492 участников обучающей программы, призванной помочь менеджерам-управленцам улучшить свои навыки слушателей. Также их всесторонне оценивали по методу 360 градусов другие участники. Мы идентифицировали людей, которых окружающие считали наиболее эффективными слушателями и выделили из них 5% ведущих. Затем мы сравнили лучших слушателей со средневзвешенным показателем всех остальных участников и выявили 20 показателей с самым значительным расхождением. Используя эти результаты, мы установили разницу между отличными и обычными слушателями и проанализировали информацию, чтобы понять, какие признаки, по мнению коллег, делают человека прекрасным слушателем.

Читайте материал по теме: Умение слушать — важнейшее качество любого лидера

Помимо ожидаемых качеств, мы сделали несколько любопытных выводов, которые объединили в четыре группы:

Многие из нас считали, что хороший слушатель должен, словно губка, впитывать слова другого человека, но исследования показывают, что он действует подобно батуту. Вы можете закидать его своими идеями, но он, вместо того чтобы впитывать ваши идеи и энергию, усиливает их и делает яснее. Он улучшает ваше настроение, не просто пассивно впитывая информацию, а активно поддерживая вас. Это придает вам энергии и дает возможность взглянуть на ситуацию со стороны, прямо как человеку на батуте.

Существуют различные уровни слушания. Не в каждой беседе надо прибегать к самому высокому из них, но многим разговорам сосредоточение и умение слушать пойдут только на пользу. Решайте сами, к какому уровню слушания вы стремитесь:

Полная версия статьи доступна подписчикам на сайте