Мышеловка в законе | Большие Идеи

・ Экономика

Мышеловка
в законе

Владельцы небольшого издательства решают выпускать переводную литературу и сталкиваются с несовершенством российской налоговой системы.

Автор: Анна Натитник

Мышеловка в законе

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

«Мы считаем, что можем стать лидерами в электронной торговле»

Александр Губский / "Ведомости"

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска

Джордж Серафейм

26 июня прошла первая встреча CFO-клуб Harvard Business Review – Россия

Андрей Тимофеев и Денис Митрохин прочили своему маленькому издательству «TriNiti» блестящее будущее. И хотя сейчас дела у них шли ни шатко ни валко, друзья были уверены: у компании огромный потенциал.

Несколько лет назад, отрывая «TriNiti», Андрей и Денис определили основные принципы работы. Среди прочего они решили, насколько это возможно, вести бизнес по-честному. Издательство должно быть абсолютно «белым», постановили они. Кроме того, они договорились выпускать только русскоязычную художественную литературу, отдавая предпочтение молодым отечественным авторам. На этом настаивал Денис — филолог-русист, кандидат наук и широко известный в узких кругах поэт. Он убедил друга: в России полно талантливых писателей, ярких, смелых, самобытных, которых пока никто не замечает и не публикует. Андрей, имевший к литературе весьма опосредованное отношение (он был экономистом по образованию), согласился. И друзья бросились на поиски авторов: они находили их в сети, через друзей и знакомых, на литературных вечерах и вытаскивали на свет божий. Выбор молодых издателей не всегда был безупречным, некоторые книги расходились из рук вон плохо, но были и безусловные победы.

Со временем приток новых авторов ослаб, а старые при всем желании не могли бесперебойно обеспечивать издательство шедеврами. Денис бодрости духа не терял и продолжал с усердием крота вспахивать литературное нечерноземье. Андрей же глубоко задумался. Он тщательно изучил ассортимент книжных магазинов, деятельность издательств-конкурентов, побывал на нескольких книжных выставках. С одной из них он вернулся с маленькой книжечкой под простым и многообещающим названием «Счастье». И тут же, не выпуская добычи из рук, бросился к Денису.

— Вот, — возбужденно жестикулируя, сообщил Андрей, — вот, что нас спасет! Это настоящий бестселлер, его уже перевели на десять языков. Во всем мире эта книга расходится как горячие пирожки. Говорят, по ней вот-вот снимут фильм. Большая удача, что никто из конкурентов еще не купил на нее права. Мы должны ее издать!

Уговорить Дениса оказалось нелегко. Он приводил миллион доводов, пытаясь отстоять свои принципы. Но в конце концов после нескольких бессонных ночей, проведенных в ожесточенных спорах с самим собой, и пары суетных дней, посвященных изучению рынка, сдался.

— Ладно, — сказал он Андрею. — Я согласен. Давай издавать переводную литературу. Только заниматься этим направлением будешь ты. Я оcтаюсь на отечественных книжках.

Обрадованный Андрей еле сдержался, чтобы не расцеловать друга.

Апостиль

Через месяц у Андрея на столе лежал список из десяти англоязычных книг, о покупке прав на которые ему удалось договориться. Еще через неделю он принимал в своем офисе аудиторов: прежде чем подписывать соглашения с иностранными издательствами, владельцы «TriNiti» решили оценить риски нового направления своей деятельности. Аудиторы вынесли вердикт: у «TriNiti» могут быть серьезные проблемы с налоговой.

— Работая с иностранными организациями — владельцами прав на книги, — объяснили аудиторы, — вы согласно пункту первому 312-й статьи Налогового кодекса должны получать от них сертификат резидентства. Этот документ подтверждает, что ваш контрагент базируется на территории другого государства, в данном случае США. То есть он платит налоги в своей стране, значит, в его отношении действует международный договор об избежании двойного налогообложения и России он ничего не должен. Как вы уже, может быть, знаете, получить эти сертификаты нетрудно. Куда труднее добиться, чтобы ваши партнеры эти документы апостилировали. Между тем, это крайне важно: налоговую неапостилированный сертификат не устроит. Хотя в законе об апостиле не сказано ни слова. Ситуация непростая: налоговая требует больше, чем закон. Но отвертеться невозможно. Так что учтите на будущее: не получите апостиля — получите проблемы.

Слова аудиторов удивили Андрея.

— Ладно, — сказал он, — оставим в стороне вопрос про налоговиков. Но почему, объясните мне, так трудно получить апостиль? Неужели иностранные издательства хотят платить налоги и у себя, и в России?

— Конечно, нет. Более того, они и не должны, ведь, по идее, сертификата вполне достаточно для освобождения от нашего налога. А связываться с апостилем никто не хочет. Во-первых, дорого, во-вторых, долго и муторно. Ну и, в-третьих, как я уже сказал, иностранные компании, хоть убей, не понимают, зачем это нужно. Конечно, находятся энтузиасты, которые проникаются нашими проблемами. Но таких единицы.

В правоте аудиторов Андрей убедился очень скоро. Из восьми американских издательств на просьбу об апостиле откликнулось только одно. Остальные к его мольбам остались глухи. В результате долгих и нудных препирательств представитель одного из издательств прислал Андрею сдержанное письмо. «Мы сотрудничаем с 50 российскими компаниями, — писал он, — и до сих пор ни одно из них не требовало от нас апостиля. Возможно, вам будет полезно поговорить с кем-нибудь из наших партнеров в России, которые могли бы поделиться с вами опытом работы с американскими издательствами».

Выругавшись про себя, Андрей решил последовать совету американца и посоветоваться с коллегами по цеху.

Старый приятель

— Нет, ну надо же, какое совпадение! — радостно кричал в трубку Андрей. — Просто потрясающе! А я еще смотрю: вроде фамилия знакомая. Ну, думаю, мало ли в Москве Ивановых, да и Олегов тоже… Но все равно решил вам первым делом позвонить — американцы-то мне целый список выдали из 50 издательств. И тут — ты! Это ж сколько лет мы с тобой не виделись? Со школы-то!

— Да уж, Андрюх, совпадение так совпадение! — Олег Иванов, издатель ИД «Террикон», как и его бывший одноклассник Андрей Тимофеев, был рад, что судьба вновь свела его со старым приятелем. — Слушай, давай встретимся, поговорим по-человечески, детство вспомним.

— Давай, — с готовностью отозвался Андрей. — Например, в пятницу. А пока можешь мне ответить на один вопрос? Я ведь, собственно, по делу звоню. Понимаешь, мы тут задумали издавать переводную литературу. И столкнулись с неразрешимой проблемой. Ну ты знаешь, конечно, что иностранные контрагенты должны предоставлять нам сертификат резидентства. Аудиторы предупредили нас, что этот сертификат должен быть апостилирован. Но, понимаешь, наши партнеры апостилем заморачиваться не готовы. Только одно издательство его сделало. Остальные ушли в отказ. Говорят, никто сроду от них этого апостиля не требовал — и ваше издательство в том числе. Поделись опытом, а? Как вы этот вопрос решаете?

— Понял тебя, — ответил Олег. — Это разговор не телефонный, встретимся, поговорим, все тебе расскажу по старой дружбе. А пока я бы тебе посоветовал пообщаться с нашим юристом. Чтобы, так сказать, правовую сторону вопроса прояснить. Пиши телефончик.

Консультация

Юрист, к которому по наводке приятеля обратился Андрей, оказался партнером известной юридической фирмы, и его услуги стоили недешево. Однако, посовещавшись, Андрей с Денисом решили, что игра стоит свеч, и обратились к нему за консультацией. Чтобы вникнуть в суть вопроса и подготовиться к встрече с представителями «TriNiti», юристу потребовалась всего пара часов.

— Значит, история тут такая… — Юрист поправил очки в тонкой, почти невидимой оправе и пристально посмотрел на Андрея. — Если вы не получите апостиль, ваши американские партнеры должны будут заплатить налог на доход. Причем в России. А это двойное налогообложение, значит, по закону они от него должны быть избавлены. Естественно, платить они откажутся, и тогда, если вы не хотите проблем с налоговой, эти расходы вам придется взять на себя.

— Ясно, — вздохнул Андрей. — Но как этот апостиль получить? Наши контрагенты уперлись и ни в какую.

— Понимаю, — кивнул юрист, — и тут они, кстати, в своем праве. Я только что списался со своим коллегой, нью-йоркским юристом. И вот что он мне сообщил. Форма 6166, тот самый сертификат, не может быть апостилирована. Дело в том, что ее автоматически выдает компьютер, подпись на ней — электронная, печати нет. А апостиль, как мы знаем, удостоверяет как раз подлинность печати и подписи. Поскольку здесь фактически нет ни того, ни другого, о каком апостиле может идти речь? Хотя, добавлю от себя, мой коллега слегка слукавил. При желании апостилировать эту форму все-таки можно. Но по закону — не нужно.

— Вот черт, — выругался Андрей. — И наша налоговая ни сном ни духом? Им все равно апостиль подавай?

— Ну почему же ни сном ни духом. Вот пожалуйста. — Юрист повернулся к компьютеру, несколько раз щелкнул мышкой, и из принтера выползло два листочка. — Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве. Письмо от 9 июня 2009 года. Читайте, что написано на первой странице внизу.

Андрей взял из рук юриста распечатанное письмо и прочитал:

— В рамках статьи 3 Гаагской конвенции Минфин России на взаимной основе согласовал с компетентными органами ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования. К таким государствам относится Республика Беларусь… так, это не важно. Ага: и США.

Андрей удивленно взглянул на юриста.

— Тогда я ничего не понимаю… Замкнутый круг какой-то. Как нам быть? — Ну, в общем, какие у вас варианты? В идеале, конечно, получить апостиль. Если вам это не удастся, платите налог за контрагентов. Ну и последний вариант — можно рискнуть, подписать договоры без апостиля, налог не платить, выпускать книги и ждать налоговую. Когда она заявится — обращайтесь в суд. Я знаю один случай, когда такое дело выиграли. Не факт, конечно, что суд будет на вашей стороне, но рискнуть можно. Но вы должны понимать: в этом случае вас ждут серьезные траты. С вас все равно спишут налог и взыщут пени за каждый день просрочки; вам придется заплатить юристам и адвокатам; будут и другие судебные издержки. Может быть, в конце концов суд вынесет вердикт в вашу пользу и вы вернете деньги. Но до этого момента они будут заморожены, что такому маленькому издательству, как ваше, едва ли пойдет на пользу.

— Спасибо, я все понял. — Андрей встал, пожал руку юристу и вышел из кабинета.

Новый вариант

В школьном дворе буйно цвела сирень. Андрей и Олег сидели на скамейке около входа в школу и вспоминали детство. Перебрав в памяти безумные истории юных лет и обсудив нынешнюю жизнь одноклассников, перешли к разговорам о бизнесе. Андрею не терпелось узнать, как же издательство Олега решает проблемы с апостилем, и вот момент настал.

— Мой юрист дал тебе дельные советы, — сказал Олег, выслушав рассказ приятеля о встрече с юристом. — Но это, как ты понимаешь, советы законника. А есть еще один вариант — скажем так, не совсем честный. Договориться с налоговой, платить им абонентскую плату, положим, для издательства твоего размера это будет тысяч 70 в месяц, и жить спокойно. Поверь мне, для многих это реальный выход из положения. Апостиль апостилем, но налоговая всегда найдет, к чему придраться.

— Что, и вы… — начал было Андрей, но осекся.

— Не будем показывать пальцем, — усмехнулся Олег. — Просто имей в виду. Если решишься, я сведу тебя с нужными людьми.

— Окей, — кивнул Андрей, — подумаю, обсужу с Денисом и, если что, позвоню.

— Отлично! — Олег встал со скамейки, отряхнул брюки и достал из кармана ключи от машины. — Ты пешком? Тебя подбросить?

— Да я рядом живу, там же, где и раньше. Так что пройдусь, заодно соберусь с мыслями.

— Ну давай! — бодро отозвался Олег и протянул Андрею руку. — Будем на связи.

Приятель уехал, и Андрей медленно побрел в сторону дома, прокручивая в голове возможные варианты действий. Разговор с бывшим одноклассником оставил в душе неприятный осадок. Он отчетливо понял: большинство издательств работают по серой схеме. «Но мы-то еще на берегу условились работать по-белому. Да и опасно “договариваться” с налоговой: вдруг у них там что случится, сменится начальство, все вскроется, и хана нам. Что остается? Рисковать и ждать проверок? А потом в суд? Стремно: можно сильно потратиться и ничего не добиться в результате. Заплатить налог за контрагентов? Так и разориться можно, тем более что мы собираемся издавать бестселлеры большими тиражами. А вообще отказаться от переводной литературы мы не можем — с одними российскими книжками нам не выжить...»

Как поступить владельцам издательства «TriNiti»? Ситуацию комментируют эксперты.

Аркадий Витрук, генеральный директор «Издательской группы Аттикус»

Разные районные налоговые инспекции зачастую по-разному трактуют законы. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, наше законодательство не проработано должным образом, а с другой — что вышестоящие налоговые органы периодически выпускают инструкции, которые противоречат международным конвенциям, подписанным Россией. Этими инструкциями и руководствуются некоторые инспекции, тогда как по закону международные соглашения должны превалировать над местными нормами.

Поэтому моя первая рекомендация героям — перейти в другую налоговую инспекцию, которая не будет требовать апостиля (иностранные контрагенты действительно неохотно апостилируют документы: большинство из них не понимают, зачем это нужно). Конечно, сменить налоговый орган непросто: это влечет за собой налоговую проверку, к тому же не всегда понятно, как найти инспекцию, правильно интерпретирующую законодательство и грамотно претворяющую его в жизнь. И все же это возможно.

Второй вариант — направить запрос в консультационный отдел, скажем, московской налоговой инспекции: попросить разъяснить ситуацию и подсказать, как следует поступать. Минус такого варианта в том, что реакции на это письмо можно ждать очень долго. Однако официальный ответ облегчит жизнь героям. Если он подтвердит, что требование апостиля законно, этот ответ можно будет перевести на английский язык и отправить контрагентам. Если нет, его надо отнести в районную налоговую инспекцию — и вопрос будет закрыт.

Заявление западных партнеров о том, что из пятидесяти издательств «TriNiti» первое требует апостилировать сертификат резидентства, наводит на мысль, что другие организации этот вопрос каким-то образом решают. Памятуя, что ребята хотят действовать в рамках закона, я бы посоветовал им не очень стандартный, но действенный вариант — открыть компанию за пределами Российской Федерации. Скажем, кипрские фирмы традиционно пользуются большими льготами при взаимодействии с российскими контрагентами. Кроме того, кипрское законодательство ближе европейскому, оно не требует даже подтверждения резидентства. Эта компания может покупать права на выпуск книг, а потом переуступать или перепродавать их российскому издательству или давать им заказы на те или иные работы. Минус такого пути в том, что ребятам придется вести двойную бухгалтерию — учитывать, сколько экземпляров продано в России, выплачивать роялти офшорной компании и от ее лица пересылать деньги партнерам на Западе. Это дополнительная нагрузка, но, если сравнивать эти расходы с суммами, которые называл товарищ Андрея («70 тысяч в месяц — и вопросы решены»), такой путь окажется более дешевым.

И последний вариант — мне он представляется предпочтительным для небольшого издательства — не делать апостиль и, если возникнут споры с налоговой, обратиться в суд. Бояться этого не нужно: судебный орган на то и существует, чтобы помогать трактовать законы. Один судебный процесс, пусть трудный и дорогостоящий, в долгосрочной перспективе решит все вопросы, если будет принято решение в пользу издательства.

Олег Баженов, руководитель налоговой группы юридической фирмы «Вегас-Лекс»

Юрист, консультировавший Андрея, абсолютно верно заметил: письмо от 09.06.2009 №16-15/058821 Управления ФНС РФ по г. Москве четко и однозначно разъясняет, что официальные сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание (резидентство) иностранного партнера в США, Германии, на Кипре и в ряде стран бывшего СССР, не подлежат апостилированию или иной форме легализации. И это далеко не единственное письмо. Аналогичные разъяснения налогоплательщикам (и налоговым инспекциям) неоднократно издавались налоговыми органами всех уровней, в том числе и Федеральной налоговой службой РФ (например, письмо ФНС РФ от 12.05.2005 № 26-2-08/5988). Это значит, что сертификаты по форме 6166, выданные региональным отделением Службы внутренних доходов США, должны приниматься российскими налоговыми органами без апостиля.

А вот с выводами юриста о том, что строгое следование закону (предъявление неапостилированного сертификата) влечет за собой неоправданный риск, я не совсем согласен. Конечно, сотрудники «рядовой» районной налоговой инспекции могут предъявить претензии к неапостилированным сертификатам, но оспаривать их выводы и решения можно не только в арбитражном суде. В частности, до обращения в суд налогоплательщик может (и должен) обжаловать вынесенное решение в вышестоящем налоговом органе. Если исходить из того, что издательство «TriNiti» состоит на налоговом учете в Москве, то таким вышестоящим органом будет Управление ФНС РФ по г. Москве — то самое, которое и издало рассмотренное выше письмо.

Несмотря на то что иногда налоговые органы действуют непоследовательно, они редко игнорируют собственные разъяснения. Поэтому решение районной налоговой инспекции будет отменено вышестоящим налоговым органом еще до того, как оно вступит в силу (при условии, что издательство подаст апелляционную жалобу в десятидневный срок). А это означает, что «TriNiti» не грозят ни чрезмерные судебные издержки, ни «замораживание» денежных средств, ни арест счетов и имущества, — ничего из того, чем пугает героев юрист.

Я не вижу поводов бояться и арбитражного суда. Высокий уровень конкуренции на рынке юридического консалтинга позволяет найти квалифицированного консультанта для каждого дела. Более того, в случае выигрыша можно взыскать судебные издержки с налогового органа.

В заключение хотелось бы отметь, что сомнения Андрея в эффективности сделок с налоговым органом более чем обоснованны: никакие «договоренности» не страхуют от налоговых претензий. Более того, выплаты «абонентской платы», «отчисления в фонд помощи ветеранам налоговых органов» и т.п. — уголовно наказуемые деяния, дача взятки. То есть, встав на этот путь, Андрей рискует расстаться не только с бизнесом, но и со свободой. На мой взгляд, такой риск не оправдан, поскольку существуют законные и эффективные способы решения проблемы.