Как сформировать принципы политики в отношении малого бизнеса | Большие Идеи

・ Экономика

Как сформировать принципы политики в отношении
малого бизнеса

Ситуация в российской экономике сильно напоминает рецессию — если не является таковой.

Автор: Александр Чепуренко

Как сформировать принципы политики в отношении малого бизнеса

читайте также

Как помочь россиянам выбраться из «квалификационной ямы»

Артем Кумпель

Критическая масса на долгий срок

Прейссер Клер,  Самуэлсон Джудит

Чужой среди своих

Фалалеев Дмитрий

Квартирный вопрос

Чупров Краснослав

Ситуация в российской экономике сильно напоминает рецессию — если не является таковой. Приходится ожидать мер кризисной экономии в крупном бизнесе и, возможно, в бюджетном секторе — вроде сокращения прироста зарплат, а затем не исключено, и сокращения занятости.

В этой ситуации государство не может не вспомнить о малом бизнесе, включая микро- и индивидуальное предпринимательство. В последние годы власти фактически загнали малый бизнес под плинтус чередой плохо продуманных фискальных мер. Но сейчас о нем, похоже, опять вспомнили: принято решение о создании Агентства кредитных гарантий для малого и среднего предпринимательства (МСП), ограничено число документов для получения разрешения на строительство, создается единый реестр плановых и внеплановых проверок предпринимателей — и это только из новостей только последнего месяца.

Наряду с этим наблюдается некоторый всплеск интереса к зарубежному опыту. В частности, по инициативе «Опоры России» проанализирован опыт ряда стран в области содействия МСП, на основании чего председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов высказал свое мнение о том, какие лучшие практики необходимо развивать в России. Но являются ли озвученные им 10 принципов, в самом деле «лучшими» и насколько подходят они для наших специфических условий? По порядку.

  • Финансовая поддержка приоритетным видам бизнеса. Дьявол, как известно, коренится в деталях. Кто станет определять эти приоритетные виды? Госчиновники? Но это мы уже проходили в начале 1990-х гг. и знаем: если рынок не востребует какого-либо приоритетного бизнеса, то вливание в него госсубсидий ничего не даст.
  • Безработный — потенциальный предприниматель. Конечно, в отношении некоторых (а в слаборазвитых странах в отношении многих) это утверждение справедливо. Но жизнеспособность бизнеса, создаваемого вынужденно, крайне низка. А потому для развитых экономик справедливость данного принципа, как минимум, весьма дискуссионна.
  • Приоритет бизнес-инкубаторам. Там, где есть сильные в технологическом отношении вузы, где сформировалась экосистема, включающая в себя бизнес-ангелов, венчурную индустрию, спрос со стороны крупных компаний на новые продукты и услуги со стороны стартапов, развитие бизнес-инкубаторов может дать результаты. Но много ли в России таких регионов?
  • Краудфандинг доказал свою эффективность. Краудфандинг — весьма эффективное средство, но для своего развития он требует высокого уровня доверия в обществе. Полагаю, после разных МММ и прочих финансовых пирамид в России оно не так высоко, да и доля зажиточного среднего класса — в разы ниже, чем в тех странах, где модель краудфандинга может работать.
  • Венчурное финансирование развивается там, где не жалеют денег на НИОКР. Верно, но в России их как раз жалеют — как крупный бизнес, так и государство. Во всяком случае, об этом говорят данные доступной статистики (как по доле финансирования исследований в ВВП, так и по размерам исследовательских бюджетов «крупняка»).
  • Механизм «одного окна» реально работает. Эффективное функционирование одного окна предполагает готовность структур исполнительной власти к сотрудничеству, которое может существовать при формировании состава правительства на основе победившей партии/партий, у нас же — правительство технократов-специалистов, что предполагает постоянные споры и разборки между ними. «Одно окно» постараются законопатить.
  • Нишевые программы стимулирования предпринимательства. Имеется в виду создание специальных программ поддержки бизнеса в удаленных районах и т. п. С важностью учета особенностей развития предпринимательства и поддерживающей его инфраструктуры нельзя не согласиться. Иначе региональные программы содействия бизнесу по-прежнему будут похожи, как близнецы-братья — при совершенно разных условиях для их реализации.
  • Бизнес-омбудсмен не только защищает, но и стимулирует. Вообще говоря, в большинстве стран (помимо США и Австралии) защищают интересы предпринимателей профильные госструктуры и ассоциации бизнеса, а не бизнес-омбудсмен. Передача полномочий в области стимулирования малого бизнеса омбудсмену в условиях разделения властей — весьма сомнительная новация. Пусть уж исполнительная власть стимулирует, а бизнес-омбудсмен – контролирует и выступает в роли прокурора!
  • Доступные кредиты. Можно сколь угодно долго повторять эту мантру, но кредиты могут быть доступными только в растущей экономике с низкими рисками и достаточными объемами ликвидности. Для всякого, кто знаком с реалиями, очевидно, что это не про нас. Пока — во всяком случае.
  • Поддержка исследовательской инфраструктуры. Это вопрос о состыковке научной политики и политики в области поддержки предпринимательства. Все 20 с лишним лет в России они существуют в параллельном пространстве. И понятно, почему: нет сильного субъекта, заинтересованного в их синхронизации — настоящей венчурной индустрии. И до тех пор, пока такой субъект не возникнет, данный принцип так и будет оставаться лозунгом.

А какие же принципы, зарекомендовавшие себя за рубежом и учитывающие наши реалии, могли бы быть положены в основу новой модели политики в отношении предпринимательства? В нашем понимании, принципы «умной» политики в отношении МСП заключаются в следующем:

  1. Всем — равные недискриминационные условия доступа на рынок и сокращение административных барьеров, группам потенциального роста — содействие в решении их специфических проблем (инновационные стартапы, растущий средний бизнес).
  2. Разным типам территорий — разные «наборы» мер поддержки МСП, исходя из потенциала, наличия институтов и готовности администраций и бизнеса на местах к сотрудничеству.
  3. Поддерживать МСП не создавая все новые госструктуры, а опираясь на бизнес-ассоциации, СРО и потенциальных инвесторов (бизнес-ангелов, венчурных капиталистов).
  4. Лучшая политика по созданию квалифицированных рабочих мест — содействие формированию кластеров МСП вокруг «газелей»*.
  5. Уйти от конфликта интересов: один и тот же государственный орган не может заниматься разработкой принципов, отвечать за выполнение и проводить мониторинг и оценку эффективности политики, — ни на федеральном, ни на региональном уровнях.
  6. Учитывать чужой опыт, но жить своим умом: институциональные условия, традиции и возможности всегда индивидуальны.

*Газели — МСП, которые развиваются быстро (не менее 30% роста в год) и устойчиво (не менее 5 лет подряд).

Читайте по теме: