Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

・ Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Таинственным образом исчез дефицит — и не появлялся в течение одиннадцати лет виттевского управления финансами.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Точки притяжения: как выстроена работа с инвесторами в Подмосковье

Попробуйте перейти на шестичасовой рабочий день

Коллективная мудрость сотрудников

Дейвенпорт Томас

Российский искажатель

Елена Евграфова

Одним из памятных эпизодов царствования Александра III было крушение царского поезда осенью 1888 года на Украине, близ местечка Борки. Поезд сошел с рельсов. Существует легенда (вполне возможно, что и быль) — семью императора спасло только то, что он удерживал на своих мощных плечах рухнувшую крышу царского вагона, пока императрица и дети выбирались из-под обломков. Будто бы это огромное физическое напряжение стало толчком к началу болезни, приведшей человека могучего сложения к преждевременной смерти.

Управляющим Юго-Западной дорогой (где и произошло крушение) был некто Сергей Витте.

Казалось бы, после такого случая увольнение по российским обычаям неминуемо. Но дело обернулось совсем по-другому.

Оказалось, Витте, довольно часто сопровождавший государя в поездках по железным дорогам, предупреждал его, что железнодорожное полотно может не выдержать такой нагрузки — специально утяжеленный царский поезд, идущий с очень большой скоростью…

И когда предостережение оправдалось — царь вспомнил, представьте себе, про умного железнодорожника! И — возвысил его.

Перескочив через всю сложную систему российского чинопроизводства, Витте становится действительным статским советником, директором департамента железных дорог, а через три года получает два министерских поста — путей сообщения и финансов (что ускорило строительство Транссибирской магистрали).

Он умел увлечь царя своими реформаторскими идеями.

Ввел государственную монополию на алкоголь (действует до сих пор…) — «пьяные» деньги в ту пору составили около четверти всех доходов государства.

Провел денежную реформу — на российский рубль стало можно купить золото, он стал одной из самых устойчивых валют в мире.

Таинственным образом исчез дефицит — и не появлялся в течение одиннадцати лет виттевского управления финансами.

У талантливого министра было, как положено на Руси, немало завистников, делавших все для его отставки. И Александр III однажды ободрил его словами:

— Помните: у вас за спиной царь!

В мои советские школьные годы на уроках истории в ходу было выражение — «николаевская Россия». Его ввели в школьный обиход не случайно — чтоб мы не отличали царствование одного Николая от другого.

В советской школе намеренно не давали представления об огромном пути, пройденным Россией от Николая I до Николая II. В учебниках истории нам предъявлялось нечто однообразно плохое, называвшееся «царская Россия», — с тиранами-царями, бесправным нищим населением и горсткой жадных богачей, с которыми нечего было и делать, кроме как их «экспроприировать».

Мучительный, трудный и все-таки успешный процесс реформирования страны во второй половине ХIХ — начале ХХ вв. поколениями бывших советских школьников оставался — не по их вине — незамеченным.

…Помню, «проходили» в школе рассказ Чехова «Унтер Пришибеев». Вот какое ужасное было царское время, объяснялось на уроке и в учебнике. Этот унтер Пришибеев всех подавлял, не давал никому житья и сделался по этой причине именем нарицательным — символом России чеховского времени, когда царила «пришибеевщина». Было, помнится, смутное ощущение чего-то невнятного в этих толкованиях — противоречившего самому рассказу… Но, конечно, в голове советской школьницы ощущение это никак не прояснилось и опустилось на дно сознания и даже подсознания.

И всплыло с этого дна только много лет спустя: «Позвольте! Какие ужасы царизма? Кто кого подавлял?..».

Ведь рассказ Чехова — о том, как этого унтера судят за его неправомерное, не соответствующее новой России поведение! Идет честь по чести судебное разбирательство в камере (особой комнате, называвшейся камерой) мирового судьи за оскорбление унтером словами и действием разных людей, в том числе шестерых крестьян

Чехов в 1885 году, спустя двадцать один год после Судебной реформы 1864 года, дает нам урок реформы в действии. Урок осуществления правосудия в правовом (в немалой степени) государстве. Весь интерес рассказа — в столкновении дореформенного сознания (духа ушедшей — или, по крайней мере, уходящей эпохи) с реальностью меняющейся России.

Но и в наше постсоветское время (в 2013 году) ученица 10-го класса пишет в сочинении «Образ унтера Пришибеева»: «Пришибеевы — порождение и воплощение полицейской системы царизма со всей ее дикостью и произволом» (выложено в интернете как образец). Как видим, мысль об изменении этой системы — отсутствует.

Мировой судья* пытается растолковать главному персонажу рассказа то, что в Америке и Англии называется privacy — огражденность частной жизни от постороннего вмешательства:

«— Но поймите, что это не ваше дело!

— Чего-с? Как же это не мое? Чудно-с… Люди безобразят и не мое дело! Что мне, хвалить их, что ли? Они вот жалятся вам, что я песни петь запрещаю… Да что хорошего в песнях-то? Вместо того чтоб делом заниматься, они песни. …А еще тоже моду взяли вечера с огнем сидеть. Нужно спать ложиться, а у них разговоры да смехи. У меня записано-с!

— Что у вас записано?

— Кто с огнем сидит. <…>

— Довольно! — говорит судья и начинает допрашивать свидетелей.

Унтер Пришибеев поднимает очки на лоб и с удивлением глядит на мирового, который, очевидно, не на его стороне. …И никак не может понять, отчего это мировой так взволнован и отчего из всех углов камеры слышится то ропот, то сдержанный смех. Непонятен ему и приговор: на месяц под арест!

— За что?! — говорит он, разводя в недоумении руками. — По какому закону?

И для него ясно, что мир изменился и что жить на свете уж никак невозможно» (курсив наш).

Вот именно — мир, то есть Россия, изменился.

*Мировой суд был учрежден в 1864 году — в ходе Судебной реформы — для рассмотрения мелких гражданских и уголовных дел по упрощенной процедуре, то есть без обвинителей, защитников и т. п. Мировой судья избирался на три года, в селах — уездным земским собранием; в 1889 году мировой суд ликвидирован (его функции перешли к земским начальникам, в городах — назначенным правительством городским судьям), в 1912 году восстановлен. Мировой суд пользовался в народе большой популярностью — к нему относились с доверием.