читайте также
Если компания, в которой вы работаете, оказалась в эпицентре общественного скандала, вам придется очень нелегко. Даже если финансово компания не пострадает, ее репутации будет нанесен значительный ущерб. Как решить, оставаться ли на своем месте или идти дальше? Если вы останетесь, будет ли это восприниматься как молчаливое согласие с неправильными действиями организации? Как взвесить все возможные «за» и «против»?
Что говорят эксперты
Когда ваша компания появляется в новостных заголовках (по не самому позитивному поводу), вы оказываетесь в «крайне затруднительном положении», отмечает специалист по маркетинговой стратегии и автор книги «Entrepreneurial You» Дори Кларк. «Внезапно место, связанное с вашей профессиональной деятельностью, коллегами и проектами, оказывается в центре общественного обсуждения, превращается в карикатуру. Ваша карьера окружается сплетнями, и это крайне болезненный момент для любого профессионала», — продолжает она. Естественно, многие в таких случаях начинают подыскивать себе новое место работы. Но, как объясняет профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, в такой ситуации «не всегда понятно, что же следует делать — уходить или оставаться. В любом случае это решение становится личным выбором и настоящим моральным вызовом». Тем не менее, пока вы размышляете о том, как следует поступить в такой непростой ситуации, вы можете предпринять некоторые действия, чтобы сохранить свою репутацию и рассудок.
Не ставьте на себе клеймо
Не корите себя. Работая в компании, которая оказалась в центре публичного скандала, вы, скорее всего, испытаете стресс, моральное истощение и огромное чувство вины. По словам Дори Кларк, в такой ситуации многие «чувствуют себя внутри осажденной крепости». Исследования показывают, что участие компании в скандале оказывает гораздо большее влияние на работников, чем принято думать. Это явление ученые назвали «эффектом морального перелива». Но если вы не писали программное обеспечение, предоставляющее неверную информацию о вредных выбросах автомобилей Volkswagen, не создавали фейковые счета в Wells Fargo и не замалчивали случаи сексуальных домогательств в Fox News, знайте, «вы не сделали ничего плохого. Не будьте слишком строги к себе. Вы оказались в этом замешаны не по своей воле», успокаивает Эми Эдмондсон. В этот тяжелый период следует уделить больше внимания своим эмоциональным потребностям. Помните, что стигматизация может привести к серьезным негативным последствиям для вашего душевного здоровья.
Поймите контекст ситуации
Следующий шаг — постараться понять природу негативного публичного образа вашей компании: «временная ли это проблема или отголоски скандала будут раздаваться еще долгие годы», — отмечает Кларк. Ваша цель — определить «тяжесть скандала». Конечно, невозможно прийти к полной ясности, но примерное представление можно получить. Кларк добавляет: «Если тот факт, что вы остались в компании, не воспримут как поддержку неправильных действий руководства, нет никакой необходимости бежать сломя голову». Многое зависит от специфики скандала и вашей должности в организации. Представим, что причиной всех бед стало «поведение кого-то из топ-менеджмента», и он уже был наказан. Если предприняты меры для исправления проступка, скорее всего, скандал вскоре утихнет. В этом случае вам не нужно покидать компанию. Кларк советует смотреть вперед, а не назад: «Увольняться стоит по причинам, связанным с текущим положением дел, а не по тем причинам, которые повлияли бы на ваше решение три года назад. Многие компании успешно справлялись с небольшими скандалами».
Займите твердую позицию (если это необходимо)
Хотя часто нет никакой необходимости увольняться после скандала, порой ситуация вынуждает к этому. «Случаются инциденты, которые идут вразрез с вашими ценностями или же обрели такой масштаб, что вы чувствуете острую потребность уйти из компании», — говорит Эдмондсон. Если организация продолжает совершать действия, противоречащие вашим представлениям о моральном и профессиональном долге (или, наоборот, бездействует), Кларк советует занять твердую позицию. Представьте, что генерального директора вашей компании обвиняют в серии сексуальных домогательств, но совет директоров не смещает его с должности. «Если вы входите в руководящий состав организации, голосуйте ногами», — говорит она. Точно так же, если поступают все новые сведения о скандальной деятельности вашей компании и становится очевидным, что «проблема носит масштабный характер», вам стоит присмотреться к другому месту работы.
Подумайте о будущем
Обязательно подумайте о том, как дальнейшая работа в компании повлияет на уровень вашей удовлетворенности и карьерные перспективы. Если негативные последствия скандала включают в себя потерю клиентов, упадок морального духа в команде, приостановку производства или массовые увольнения, которые затронут важных для вашего «профессионального счастья» коллег, — это повод задуматься, считает Кларк. Также необходимо взвесить свои возможности для дальнейшего развития в этой компании. Спросите себя: «Не ограничит ли этот неприятный инцидент возможности для моего роста?»
С другой стороны, Эдмондсон отмечает, что случившееся может подтолкнуть вас к размышлениям о причинах, побудивших вас работать в этой компании, и возможных действиях, которые вы можете предпринять впоследствии. Никому не помешает немного «покопаться в себе». Она продолжает: «Если вам важна эта компания и ее положительное влияние на окружающий мир, используйте происходящее для укрепления собственной веры в организацию и желания делать ее лучше. Спросите себя: как я могу сплотить команду? Как нам справиться с этим вызовом? Как поддержать друг друга?»
Повремените с нетворкингом
Дори Кларк — «апологет нетворкинга», но в таких случаях даже она рекомендует ограничить внешнее общение в профессиональной сфере. В сложный период общественного скандала самая обычная беседа может вылиться в обсуждение работодателя и его репутации. «Это такая же тема для непринужденной беседы, как, например, погода: “А, так ты работаешь на Wells Fargo? Слышал об иске касательно вашего мошенничества. Ну как там дела?”» — предупреждает Кларк. Она рекомендует на несколько месяцев отказаться от поездок на конференции и форумы: «Возможно, в этот период вам стоит поработать над своим умением выступать на публике или записаться на курс. Постарайтесь ограничить свое появление в местах большого скопления людей, пока название вашей компании не сойдет с первых полос».
Будьте готовы к активному поиску работы
Поиск работы и в лучшие времена — изнурительное занятие. Когда ваша компания замешана в скандале, это превращается в настоящий кошмар. «Большинство работодателей с пониманием отнесутся к вашему увольнению с предыдущего места работы, но это все равно один из самых сложных периодов для поиска», — предупреждает Эдмондсон. Одного этого достаточно, чтобы принять «прагматичное решения остаться». «Примите как факт, что пока скандал не уляжется, все HR-специалисты будут стараться поговорить с вами о произошедшем, — говорит Кларк. — По крайней мере некоторое время рекрутеры будут воспринимать вас как “испорченный товар”. Вы будете носить ярмо недавнего скандала». Если вы склонны принять решение об увольнении, будьте готовы к неудобным вопросам и потренируйтесь рассказывать о произошедшем в максимально нейтральных выражениях. «Вас точно попросят рассказать, что же случилось и что могло привести к такому инциденту», — уверяет Кларк.
Не сомневайтесь в своем решении
Неважно, останетесь вы или уволитесь, не испытывайте неловкость или вину. «Не стыдитесь своей работы, если вы выполняли ее хорошо и добросовестно», — напоминает Кларк. Поскольку ваши коллеги и знакомые будут живо интересоваться вашим решением, она советует подготовить короткий и внятный ответ на возможные вопросы, в котором вы «признаете неприятность происходящего и будете до последнего защищать свою команду и свою работу». Во-первых, советует она, «выразите сожаление о произошедшем. Осудите действия, которые осудил бы любой здравомыслящий человек». Затем поделитесь личным опытом. «Скажите: “Я работал здесь 12 лет и никогда не сталкивалась ни с чем подобным. Мой отдел состоял из потрясающих профессионалов, которые генерировали яркие идеи”», — говорит Кларк. Эдмондсон соглашается с коллегой и рекомендует говорить о своем опыте как о «том, из чего можно извлечь урок». И, конечно, вы всегда можете воздержаться от комментариев. «Скажите: “Надеюсь, вы понимаете, насколько трудно мне говорить об этом, давайте сменим тему”», — предлагает эксперт.
Запомните эти принципы
Что делать:
Сфокусируйтесь на собственных эмоциях. Стигматизация вредна для вашего психологического и физического здоровья.
Определите тяжесть скандала и попробуйте спрогнозировать, как негативный публичный образ компании повлияет на вас в будущем.
Воздержитесь от конференций, форумов и прочих форм профессионального нетворкинга. Лучше используйте это время для получения новых навыков.
Чего не делать:
Не бегите сломя голову. Скандал может стать моментом для переосмысления вашей деятельности внутри компании.
Не переоценивайте влияние инцидента на ваши карьерные перспективы внутри компании. Основывайте свою оценку на дальнейших возможностях роста.
Не стыдитесь того, что вы остались. Если вы работаете добросовестно, гордитесь собой и своей командой.
Кейс №1. Задумайтесь о репутации и примите взвешенное решение
Несколько лет назад Колин* работал в отделе маркетинга небольшой компании, производящей ПО для отрасли найма. Частью его должностных обязанностей было выступать лицом бренда. Он запускал кампании в социальных сетях, взаимодействовал со СМИ, писал статьи для ряда онлайн-изданий.
«Первые полтора года я был очень счастлив. Круг моих обязанностей постоянно расширялся, как это часто бывает в стартапах. Я не скрывал своей радости в кругу друзей и близких», — вспоминает он.
Но со временем работодатель стал применять подходы, которые Колин не мог одобрить. Сомнительные бизнес-решения и мошеннические платежные практики постепенно привели к негативной репутации компании. Стали появляться многочисленные отрицательные отзывы.
Колин был уверен, что прежде всего нужно выяснить серьезность проблемы. По его словам, он «поговорил с отделом обслуживания клиентов и понял, что проблема достигла критического уровня».
Несколько месяцев спустя компания появилась в новостях — на нее подал иск конкурент за текстовый и визуальный плагиат. «Очень больно смотреть, как твою компанию упоминают в негативном ключе десятки раз. Так же больно смотреть съемки из зала суда при рассмотрении дела о нарушении авторских прав. Это настоящее испытание для любого, кто старается жить честно», — говорит Колин.
Он начал анализировать, как изменится качество его жизни, если он решит уволиться. Коллеги, вспоминает он, высказывали полярные мнения о скандале: «Некоторые старались рационально объяснить действия компании. В итоге часть людей ушла, но большинство осталось».
В конце концов Колин почувствовал, что на кону — его собственная репутация, и принял решение уволиться. Сейчас он работает на небольшое семейное агентство. Он не сожалеет об увольнении, но отмечает, что такие решения всегда зависят от человека и от ситуации.
«Если вы верите, что скандал притянут за уши и все дело в неверной интерпретации, возможно, вы сможете справиться с происходящим и остаться в компании. Если же вы положа руку на сердце думаете, что компания ведет себя неподобающе, вам здесь не место. Компании легче противостоять скандалу, чем одному человеку. Так что если сканадал вредит вашей репутации и вашему личному бренду, лучше уйти», — советует маркетолог.
Кейс №2. Обратите внимание на реакцию топ-менеджмента и будьте готовы обсуждать инцидент с окружающими
Несколько лет назад Линда* работала в отделе социальной ответственности крупного производителя одежды, который оказался замешан в скандале, связанном с проблемами на цепочке поставок и эксплуатацией труда рабочих.
«Я чувствовала себя полностью уничтоженной, изо дня в день читая негативные упоминания компании в новостях», — вспоминает Линда.
Она подумывала об увольнении, но не хотела спешить с решением. Да, компания совершила серьезные ошибки, но Линда знала, что ситуация была не такой однозначной, как ее описывала пресса. Контекст всегда важен. «В происходящем участвовала не только моя компания, но и некоторые другие, — утверждает она. — Кроме того, были и другие факторы, о которых общественность не знала. СМИ описывали не все подробности».
Линда также понимала, что переход к конкурентам необязательно приведет к позитивным сдвигам в ее карьере. По ее словам, «подобные проблемы характерны для всей отрасли. Любая компания, у которой есть цепочка поставок, сталкивается с этим в той или иной степени».
Общий дух в компании серьезно упал, но Линда старалась сосредоточиться на работе: «Лично для меня этот скандал стал вызовом, стимулировал к разработке новых правил, которые предотвратили бы повторение таких ошибок. Моя должность позволяла претворять в жизнь положительные изменения».
Кроме того, Линду вдохновляла позиция топ-менеджмента компании — руководители демонстрировали стремление решить все возникшие проблемы. «Они старались справиться со скандалом, а не замести его под ковер», — говорит она.
Линда признает, что было непросто сохранять дух: «Самое сложное начиналось на каких-нибудь вечеринках, где кто-нибудь обязательно спрашивал: “Как ты можешь работать на эту компанию?” Мне постоянно приходилось воевать за нашу репутацию, и это выматывало».
Линда заготовила универсальный ответ для таких случаев: «Я признавала совершенные компанией ошибки, а затем рассказывала об усилиях, которые мы предпринимаем, чтобы их исправить».
После скандальной истории Линда проработала в компании еще несколько лет. Она отмечает: «Уходить или нет — личное дело каждого, но я рада, что осталась».
* Имена и личные данные героев изменены