Маленькие гиганты большой благотворительности | Большие Идеи

・ Феномены

Маленькие гиганты
большой благотворительности

Почему НКО мало чего смогут добиться без помощи бизнеса

Автор: Елизавета Биргер

Маленькие гиганты большой благотворительности
Александр Байдин

читайте также

Кризис старой школы

Дас Нараяндас,  Михня Молдовяну

Чем отличаются лучшие клиенты от просто удовлетворенных

Алан Зорфас,  Дэниел Лимон,  Скотт Мэгидс

Не то слово: как неумение писать разрушает вашу компанию

Берноф Джош

Если вы решили измениться, не читайте это!

Томас Чаморро-Премузик

Рецензия на книгу Лесли Р. Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант «Силы добра» (русский перевод вышел в издательстве фонда «Нужна помощь», 2020)

В конце 80-х годов главным обитателем Нью-Йорка был мусор. Волны выносили плас­тиковую упаковку на городские пляжи, по Гудзону торжественно проплывали мусорные баржи, и город стремительно превращался в декорацию к фантастическому мультфильму «ВАЛЛ-И», в котором отходы окончательно изгнали с Земли людей. В один из предапокалиптических дней Фред Крупп, директор Фонда защиты окружающей среды (Environmental Defense Fund), отправился с тремя детьми в McDonald’s и ужаснулся количеству упаковки, которая осталась на столе после еды. У фонда, которым он руководил, разговор с подобными безответственными бизнесами был короткий — судебный иск. В обвинительные речи вкладывался весь пропагандистский пафос: хорошие экологи против плохих корпораций. Но глядя на горы полистирольной посуды, Крупп впервые задумался: а что, если компании просто не знают, как правильно? Что, если их можно научить?

Тем же вечером Крупп с сыном написали письмо в McDonald’s: давайте мы на­учим вас, как сократить отходы. Им ответили, и всего полгода спустя McDonald’s перешла на бумажные пакеты, коробки и салфетки из переработанного волокна. Одно это позволило снизить объем упаковочного мусора на 150 тыс. тонн в год. Еще больше — когда примеру McDonald’s последовали другие компании фастфуда. А Фонд защиты окружающей среды переключился на почтовые службы доставки: научил FedEx экологичной упаковке и пересадил их доставку на грузовики с гибридным двигателем.

История перевоспитания McDonald’s — не просто частный случай успешного сотрудничества НКО и бизнеса. Для гарвардских социологов Лесли Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант эта история стала одним из примеров нового подхода к управлению некоммерческими организациями. Начиная с конца 80-х годов (когда еще в Гарварде они издавали журнал для социальных предпринимателей Who Cares), Кратчфилд и Грант последовательно изучили 12 самых успешных НКО в Америке, стремясь понять, что объединяет организации, занимающиеся строительством социального жилья и, скажем, сеть научных музеев для детей. Оказалось, что у них целых шесть общих принципов управления. И что самое главное: в отличие от успешного бизнеса, НКО достигает своих целей лишь в том случае, если не зацикливается на собственной операционной деятельности, не воспринимает себя как отдельного и самостоятельного агента, а пытается изменить среду.

После кризиса 2008 года исследовательницы потратили еще несколько лет, чтобы убедиться: в тяжелые времена те же правила работают еще четче. Это очень удобная книга, прежде всего потому, что шесть основных правил здесь разъяснены и разложены по полочкам.

Первое — работать с администрациями. Например, организация Self-Help из Северной Каролины хотела помочь должникам, у которых недобросовестные кредиторы отбирали дома, но сумела этого добиться только после того, как протолкнула на уровне штата закон против хищнического кредитования. Сейчас этот закон принят в 22 штатах, и еще один — на федеральном уровне.

Второе — работать с бизнесом, в том числе использовать рыночные инструменты. Та же Self-Help не просто нашла банки, которые согласились бы выдавать займы малоимущим людям, но и сама, разумно используя финансовые инструменты, превратилась со временем в кредитора. Маленький музей Exploratorium был создан, чтобы обучать детей наукам, но сумел выйти на самоокупаемость, устраивая мероприятия и сдавая экспонаты в аренду другим музеям.

Третье — уметь убеждать сторонников и превращать их в евангелистов. Так, маленькая организация Teach for America, проект старшекурсницы из Принстона, была создана, чтобы призвать выпускников университетов Лиги плюща первые несколько лет после диплома поработать в школах, расположенных в бедных районах США. Сейчас в движение каждый год вливается несколько тысяч новых участников только в США. Оно распространилось по миру, достигло России и под патронатом Сбербанка рекрутирует сотни выпускников лучших университетов, распределяя их по школам небольших далеких от столиц городов.

Четвертый принцип — дружить, то есть стараться во всем кооперироваться с другими НКО.

Пятый — делегировать на места как можно больше.

И шестой, наконец — адаптироваться к меняющейся среде.

«Мы маленькие, ловкие и оборотистые», — гордится руководитель Self-Help Мартин Икс. В отличие от крупных компаний, НКО могут принимать быстрые решения. Без умения переобуваться в воздухе директору НКО никак.

«Силы добра» рассказывает 12 историй успеха, которые иногда кажутся сказками со счастливым концом. Голодных не просто накормили, а заставили в этом участвовать крупных производителей продовольствия. Бездомным не просто дали жилье — а еще и заработали при этом. Конечно, проблемы далеко не решены, но всевозрастающая роль НКО в современном обществе как раз демонстрирует, что в будущем мы все больше будем на них полагаться. И похоже, ситуации « у них» и «у нас» становятся более похожими: НКО существуют на частные небольшие пожертвования, и чем дальше государство уходит от проблем, тем выше общественный запрос на перемены и тем активнее жертвователи готовы в них участвовать.

Рецепты авторов книги достаточно универсальны. Как воздействовать на власти, добиваясь нужным людям законов? Как сотрудничать с бизнесом, придумывая совместные проекты, если бизнесу до тебя нет дела, и сам факт твоего сотрудничества с «акулами-­капиталистами» порочит тебя в глазах «прогрессивной общественности»? Для того чтобы быть успешным в некоммерческой деятельности, на разные лады повторяют Кратчфилд и Грант, надо все время делать немного больше. Пусть каждый политик станет твоим другом, каждый бизнесмен — твоим партнером, каждая благотворительная организация — твоим соратником, каждый сотрудник — твоим апостолом.

Добиться этого могут не только огромные амбициозные НКО, действующие глобально, но и мелкие независимые организации культуры, действующие внутри своих сообществ. В городке Салливан штата Иллинойс с населением 4,5 тыс. человек при полном отсутствии финансирования со стороны местной администрации уже много лет существует свой маленький театр. Его директор Джон Стивенс договорился с городом о том, что налог с продаж билетов в этот театр будет делиться между городом и театром, устроил при театре галерею современного искусства и школу театрального мастерства для детей, придумал программу для спонсоров с памятными подарками — например, попасть на закулисье любимого мюзикла в Нью-Йорке — и в итоге поднял театральный бюджет с нуля до $1,5 млн в год.

Авторы изучают еще десять подобных организаций: с маленьким бюджетом и большим влиянием. Все они придерживаются шести перечисленных выше принципов, призывают евангелистов и не стесняются активной пропаганды, благодаря чему достигают результатов даже с небольшими инвестициями. Кажется, что именно это и есть формула будущих НКО. И что самое главное, ничто не мешает использовать ее повсеместно.