Маленькие гиганты большой благотворительности | Большие Идеи
Феномены

Маленькие гиганты большой благотворительности

Елизавета Биргер
Маленькие гиганты большой благотворительности
Иллюстрация: Александр Байдин

Рецензия на книгу Лесли Р. Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант «Силы добра» (русский перевод вышел в издательстве фонда «Нужна помощь», 2020)

В конце 80-х годов главным обитателем Нью-Йорка был мусор. Волны выносили плас­тиковую упаковку на городские пляжи, по Гудзону торжественно проплывали мусорные баржи, и город стремительно превращался в декорацию к фантастическому мультфильму «ВАЛЛ-И», в котором отходы окончательно изгнали с Земли людей. В один из предапокалиптических дней Фред Крупп, директор Фонда защиты окружающей среды (Environmental Defense Fund), отправился с тремя детьми в McDonald’s и ужаснулся количеству упаковки, которая осталась на столе после еды. У фонда, которым он руководил, разговор с подобными безответственными бизнесами был короткий — судебный иск. В обвинительные речи вкладывался весь пропагандистский пафос: хорошие экологи против плохих корпораций. Но глядя на горы полистирольной посуды, Крупп впервые задумался: а что, если компании просто не знают, как правильно? Что, если их можно научить?

Тем же вечером Крупп с сыном написали письмо в McDonald’s: давайте мы на­учим вас, как сократить отходы. Им ответили, и всего полгода спустя McDonald’s перешла на бумажные пакеты, коробки и салфетки из переработанного волокна. Одно это позволило снизить объем упаковочного мусора на 150 тыс. тонн в год. Еще больше — когда примеру McDonald’s последовали другие компании фастфуда. А Фонд защиты окружающей среды переключился на почтовые службы доставки: научил FedEx экологичной упаковке и пересадил их доставку на грузовики с гибридным двигателем.

История перевоспитания McDonald’s — не просто частный случай успешного сотрудничества НКО и бизнеса. Для гарвардских социологов Лесли Кратчфилд и Хедер Маклауд Грант эта история стала одним из примеров нового подхода к управлению некоммерческими организациями. Начиная с конца 80-х годов (когда еще в Гарварде они издавали журнал для социальных предпринимателей Who Cares), Кратчфилд и Грант последовательно изучили 12 самых успешных НКО в Америке, стремясь понять, что объединяет организации, занимающиеся строительством социального жилья и, скажем, сеть научных музеев для детей. Оказалось, что у них целых шесть общих принципов управления. И что самое главное: в отличие от успешного бизнеса, НКО достигает своих целей лишь в том случае, если не зацикливается на собственной операционной деятельности, не воспринимает себя как отдельного и самостоятельного агента, а пытается изменить среду.

После кризиса 2008 года исследовательницы потратили еще несколько лет, чтобы убедиться: в тяжелые времена те же правила работают еще четче. Это очень удобная книга, прежде всего потому, что шесть основных правил здесь разъяснены и разложены по полочкам.

Первое — работать с администрациями. Например, организация Self-Help из Северной Каролины хотела помочь должникам, у которых недобросовестные кредиторы отбирали дома, но сумела этого добиться только после того, как протолкнула на уровне штата закон против хищнического кредитования. Сейчас этот закон принят в 22 штатах, и еще один — на федеральном уровне.

Второе — работать с бизнесом, в том числе использовать рыночные инструменты. Та же Self-Help не просто нашла банки, которые согласились бы выдавать займы малоимущим людям, но и сама, разумно используя финансовые инструменты, превратилась со временем в кредитора. Маленький музей Exploratorium был создан, чтобы обучать детей наукам, но сумел выйти на самоокупаемость, устраивая мероприятия и сдавая экспонаты в аренду другим музеям.

Третье — уметь убеждать сторонников и превращать их в евангелистов. Так, маленькая организация Teach for America, проект старшекурсницы из Принстона, была создана, чтобы призвать выпускников университетов Лиги плюща первые несколько лет после диплома поработать в школах, расположенных в бедных районах США. Сейчас в движение каждый год вливается несколько тысяч новых участников только в США. Оно распространилось по миру, достигло России и под патронатом Сбербанка рекрутирует сотни выпускников лучших университетов, распределяя их по школам небольших далеких от столиц городов.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
История о человеке и хлебе
Барановым Василием расказанная
Беда нас сплотила...
Дэниел Макгинн