Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Феномены

Хотите
научиться думать?

В нашей с вами стране произошла дегенерация культурного слоя — и сформировалась «криминальная культурная матрица»

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Как рассказывать выдающиеся истории

Кэролин О'Хара

Почему скучная работа не может быть эффективной

Аня ван ден Брук,  Даниэла Андреи,  Шэрон Паркер

Что делать, если сотрудники не хотят возвращаться в офис после двух лет пандемии

Джеймс Р. Бейли ,  Шахерезада Рехман

Работать на рост

Елена Евграфова

Всех читателей моих блогов — с прошедшими праздниками! Начинаем Новый год с новым кругом мыслей. Кто застал советское время — вспомнит (или напомнят родители): «Третий (или четвертый? …Уже не помню!..) — решающий — год такой-то пятилетки…». Так вот: 2016-й год скорее всего и взаправду будет решающим — так карты легли. Потому пора, пожалуй, не просто учиться думать, а пытаться думать о ГЛАВНОМ. То есть — от чего зависит нынче движение отечества в нужном направлении? Такое, что удержит от катастрофического падения?..

В программе «Отцы и дети» на радио «Серебряный дождь» (14 декабря ушедшего года) мне под конец задали вопрос: «Как вам кажется, когда было легче воспитывать детей — в пору, когда вы были маленькой, или сегодня, в нынешнее время?». Я честно ответила: «… Думаю, что очень трудно сегодня <…> по той простой причине, что расползается аморальность. Дома говорят родители: “Что ты хочешь — ну, этот взяточник, — но все так делают! Ты бы был на его месте — наверное, то же самое бы сделал…”. Коррупция страшна <…> тем, что она сбивает моральные ориентиры в обществе — и главным образом у детей и подростков. …Они привыкают, что коррумпированная страна — это норма. Поэтому трудно воспитать морально. А нас (пятерых детей моих родителей. — М.Ч.) было легко».

…Когда-то, во времена сплошного стёба, очень хороший журналист Леонид Парфёнов придумал телепроект, показавшийся всем весьма забавным — «Старые песни о главном». Этому проекту суждено было сыграть интенсивно плохую роль в смутном возрождении ностальгии по советской старине. Дело прошлое; просто сейчас время забыть старые песни и думать о сегодняшнем. То есть задавать самим себе исконный русский вопрос — что делать? Тем более что буквально за последний месяц сказано и написано на эту тему немало умного и даже очень — только успевай поглощать и осмысливать.

Один из самых разумных сегодняшних политологов Владимир Пастухов совсем недавно, 9 января сего года, поясняет, что в нашей с вами стране произошла дегенерация культурного слоя — и сформировалась «криминальная культурная матрица»: «Внутри “криминальной матрицы” воровать — нормально, а не воровать — значит бросать вызов обществу. Открывать и закрывать уголовные дела за деньги — нормально, а бороться с преступностью — подозрительно. Брать “откаты” — нормально, а соблюдать установленные правила — поступать “не по понятиям” — нет. В случае конфликта “решать вопрос” — нормально, а добиваться соблюдения прав — быть “лузером”». Доктор политических наук Пастухов полагает: «В иных условиях эти люди вели бы себя иначе». Похоже на правду. Но не очень стыкуется с одним из дальнейших соображений: «Криминал будет первым, кто воспользуется любыми демократическими реформами в своих интересах». Так почему в атмосфере демократических реформ не «вести бы себя иначе»?..

Так или иначе, тут есть над чем поразмыслить. Например, люстрация, к которой не прибегли в 90-е (тут тоже — материал для сегодняшнего размышления), — «это способ избежать террора, ограничившись точечными поражениями в правах. Она <…> даст возможность осуществить декриминализацию российского общества в щадящем режиме…».

Когда-то, преподавая около трех семестров (не подряд, что тоже было важно) в США, я многое поняла в этой стране. И говорила друзьям об одном важном отличии от нас — не в нашу, увы, пользу. Там, если у двух американцев 99% расхождений, но в одном проценте они сходятся, один из них радостно восклицает: — Джон, у нас с тобой прекрасная основа для коалиции! …У нас, если двое россиян сходятся на 99%, но на один процент расходятся — они враги.

Так вот, поступила я с В. Пастуховым по-американски — поддерживаю многие его суждения, будучи решительно несогласной с пренебрежительной оценкой последнего киевского майдана, который будто бы «является для России серьезным предостережением» (так утверждают, как известно, как раз те, кто особенно активно формировали в России «криминальную матрицу»). Потому же с удовольствием процитирую статью Олега Кашина годичной примерно давности, где он дает наброски своей собственной мечты о России. Например, мечтает он об отпуске на Байкале — таком, чтобы при этом «свежий омуль в кафе на набережной… Памятник непонятно кому, пока не подойдешь, не разберешь — то ли Шукшину, то ли Лескову, но точно не товарищу Вайнеру из Губчеки. Товарища Вайнера переставили во двор краеведческого музея (замечу — никакого вандализма! Очень верное решение в мечтах Олега Кашина! — М.Ч.) и снабдили табличкой на тему, сколько народу товарищ Вайнер замучил лично, а сколько опосредованно». Упоминает, что в Монтрё (городок в Швейцарии, где в последние годы жил Набоков; побывала там, когда вела семестр в Женеве) «есть улица Стравинского, которого даже в Москве нет, а мне нужен Стравинский вместо Дзержинского. <…> И чтобы массовое сознание не крутилось вокруг войны 1941—1945 годов, чтобы гордость за страну была более универсальной и менее, что ли, обиженной. <…> Чтобы мент был не мент, а уважаемый местный дядька, которому все доверяют и про которого все знают, сколько он зарабатывает, с кем дружит и кому и как отчитывается».

Как нам эти мечты воплотить в реальность — поговорим через неделю.