читайте также
От редакции. Почему родители не должны требовать от своих детей высоких отметок? Как заинтересовать школьников учебой и не превратить их жизнь в вечный стресс? Чем музыка может помочь во время занятий? Об этом и многом другом рассказывает известный британский педагог и консультант Нина Джексон в своей книге «Классный учитель», вышедшей в августе в издательстве «Альпина Паблишер». Книга будет интересна как практикующим педагогам, так и родителям. Публикуем несколько любопытных фрагментов из нее.
Родители-мучители
Властные родители невероятно давят на учеников. Многие дети так боятся плохих оценок, что пребывают в постоянном стрессе, вследствие чего они не вырабатывают эмоциональной устойчивости, необходимой для полноценной взрослой жизни. Действительно, многие учащиеся боятся подвести или расстроить родителей не той отметкой, которую от них ожидают. В результате дети постоянно нервничают, и успеваемость не растет, а снижается. Кто-то возразит, что такие родители пекутся о благе своих детей, но между давлением и безусловной поддержкой огромная разница. На учащихся и так наседают учителя, которым нужно показать высокий суммарный балл, а если к этому напору присоединятся еще и родители, требующие от своих чад только лучших оценок, — пойдет ли это детям на пользу? Особенно если единственная цель родителей — похвастаться успехами ребенка перед знакомыми...
Много ли вы знаете замученных отличников, которые стали замечательными личностями, не прекращающими учиться всю жизнь? Полагаю, нет. Есть дети, для которых оценка чуть ниже лучшей — провал. Они не учатся в широком смысле слова, а только бесконечно исправляют и нервничают, что не сдюжат или не оправдают ожиданий родителей и учителей. В тяжелых случаях это заканчивается аутоагрессией. В общем, задача сводится к тому, чтобы пестовать в каждом ребенке все, что он собой представляет. Предлагаю вам, в свою очередь, стать «напористым учителем» и каждый раз отчаянно хвалить ребенка за успехи, как только на горизонте появляются его родители. И подчеркните, что не пятерки создают великих личностей.
Налаживаем отношения В+В=М
Школьная программа бесконечно меняется, и учебные задачи, спускаемые сверху, нужно сочетать с индивидуальными способностями и устремлениями учеников, и тут без мотивации никак не обойтись. Когда я только пришла работать в школу, один ужасно смешной мальчуган сказал мне: «Вы, видать, новенькая, чё? Я вам вот чо скажу… Я писать не того, я на барабанах!» Так его слова и задержались со мной на следующие 25 лет. Вот это и называется — знать, что вызывает в ребенке желание учиться. Барабаны! А вовсе не правописание! Во всяком случае в этом ребенке.
Есть два типа побудителей:
1. Внутренние — те, на которые мы реагируем внутренне, исходя из нашего устройства.
2. Внешние — те, что влияют на нас извне.
Тут все предельно просто: если к внутренним побудителям прибавить внешние, возникнет мотивация учиться (или В + В = М). Оба типа побудителей влияют на наши уроки, на дисциплину в классе и вне него, на интерес к учебе и успеваемость. Но понимать, что вызывает у детей желание учиться, — лишь полдела. Нужно еще выяснить, что остужает их пыл. Я знаю массу случаев, когда учитель нечаянно расхолаживал увлеченных учеников тем, что плохо подготовился к уроку или неудачно его провел.
Вам — и учителю, и ученикам — нужно узнать друг друга и установить рабочие взаимоотношения, тогда ученики будут довольны жизнью и станут развиваться как личности, что, безусловно, повлияет на их внутреннюю мотивацию. Особенно это актуально при работе с особыми детьми. Их важно знать и понимать, в противном случае все ваши задания и упражнения будут бить мимо цели.
В толково организованном, понятном, творческом и безопасном учебном пространстве, где все предметы на своих местах, учеников поддерживают сами стены, и учителю, естественно, легче вдохновлять их на подвиги. Не забывайте, что есть ученики, которых пугает незнакомое пространство. Если ваш кабинет грамотно устроен, оснащен наглядными пособиями и рабочими зонами на разные вкусы, если в нем есть пространство для маневра, значит, в нем найдется и пространство для исследования, и знания будут усваиваться лучше. Ну и, конечно, не последнюю роль в формировании мотивации играет взаимное доверие при сохранении обоюдной независимости.
С разными людьми мы говорим на разных эмоциональных языках, делая это с помощью интонации. На письме подобного эффекта можно добиться с помощью эмодзи. Эмодзи, или эмотиконы, — это особые значки, примерно то же, что смайлики. Впервые они появились в электронных сообщениях японцев, а теперь разошлись по всему миру. Слово «эмодзи» означает «картинка» с «настроением». Используйте эмодзи при проверке письменных работ или развесьте их по классу — пусть вдохновляют детей на подвиги. А еще попросите учащихся придумать собственные эмодзи.
Где же их детская искорка?
А знаете ли вы, что интроверты и экстраверты даже разговаривают по-разному? У них разный уровень владения устной речью и разный языковой запас. Иногда это отличие выражается в скорости речи и в том, насколько быстро они способны выразиться. Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Language and Social Psychology, язык экстравертов в высшей степени абстрактен, в то время как интроверты скорее придерживаются голых фактов.
Как минимум треть жителей Земли погружены в себя. Они предпочитают не говорить, а слушать, они изобретают и придумывают, но терпеть не могут саморекламу, они охотнее работают в одиночку, чем в команде. А знаете ли вы, что Розу Паркс, Фридерика Шопена, Доктора Сьюза и Чарльза Дарвина можно причислить к интровертам, хотя какой учитель отказался бы от таких учеников? Я порой сильно завидую интровертам, их способности неспешно мыслить и не рубить сплеча, как часто делаю сама.
Так грустно, что наша школа и профессиональная карьера ориентированы в основном на экстравертов. А все из-за бытующего мнения, что производительность труда и творчество дают богатые всходы там, где процветает сотрудничество. Для интровертов это утверждение справедливо с точностью до наоборот. Я обожаю работать с интровертами — среди моих застенчивых коллег есть лучшие педагогические умы XXI века. У них невероятный дар прислушиваться к другим, перерабатывать полученную информацию и затем излагать свое собственное творческое видение вопроса в потрясающих книгах. Допустим, экстраверты по большей части весельчаки, как говорится, «душа компании». В обществах, подобных нашему, такая позиция весьма котируется, и интроверты могут решить, что с ними что-то не так. Они рискуют попасть в воронку негатива, сулящую несчастье и дальнейший уход в себя, а разве этого мы хотим для наших учеников?
Я совершенно убеждена, что, приглядевшись к «искрящимся» ученикам, мы увидим, что дело тут не в песнях и не в плясках; что ни урок, ни кабинет не стоит превращать в безумный парад героев Диснея в попытке предоставить детям развлекательное образование. На самом деле мало что способно так заинтриговать мыслящий мозг и дать ему такие глубокие знания, как вдумчивое, серьезное и спокойное обучение. Но и оценивать его нужно соответствующим образом — неторопливо, внимательно знакомясь с работами учеников и продуманно давая оценку знаниям и мыслям ребенка. Учить всех нужно по-разному. Возможно, конкретно с этими учениками сработает обучение, в котором больше аналитики.
Звуковые волны действительно вызывают мозговые волны
Поскольку я долгие годы занималась вопросом влияния музыки на обучаемый мозг, полагаю, в этой сфере я действительно способна дать дельный совет. Есть масса исследований и рекомендаций, как использовать правильную музыку в правильное время в разнообразных учебных ситуациях. Вокруг привязки музыки к обучению в педагогической среде ведутся споры. И все же многочисленные научные труды доказывают, что техники, основанные на принципе «музыкальные волны вызывают мозговые волны», помогают учащимся иначе взаимодействовать с учебным материалом.
Музыка, обладая властью над нейронами, способствует оживлению мыслительных процессов и улучшению логики. Она помогает вычленять информацию и вспоминать. Воспроизведение по памяти, решение задач, зубрежка, освоение навыков изучения и проверки и даже доказательство теорем — все это сложные процессы, к которым мозг нужно готовить. Однако, как я выяснила, музыка, помогая учащимся сосредоточиться, повышает их способность к абстрактному мышлению и усиливает мозговую активность в части аналитического, творческого или координационного мышления и некоторых аспектов мотивации. С правильной музыкой можно забыть об отвлекающих моментах и направить все мысли учеников на освоение знаний.
Музыка также помогает детям учиться меньше, но эффективнее. Школа ускоренного обучения, основанная болгарским психологом Георгием Лозановым в 1950–1960-х гг. и позже прославившаяся в США благодаря усилиям Шейлы Острандер и Линн Шрёдер, выдвигает такое предположение: если учеба проходит под музыку со скоростью 60 четвертных нот в минуту, то на усвоение материала требуется меньше осознанных усилий. Учиться под музыку однозначно прогрессивнее запоминания в гнетущей тишине, так почему бы не улучшить память с помощью хорошей музыки?
Определенные виды музыки задают благоприятный настрой, который в целом способствует познавательному процессу. Вдобавок к этому музыка служит своеобразной подсказкой, кодирующей информацию, что, в свою очередь, помогает учащимся усваивать, вспоминать и переводить материал в оперативную память... Музыка настраивает мозг на учебный лад, выводите вы математическую формулу, анализируете ли результаты химического опыта, играете ли в шахматы или размышляете над сложными абстрактными материями. Если использовать ее с умом, то можно по желанию активизировать как «левополушарное мышление» (я знаю, все намного сложнее, потому и ставлю кавычки!), ответственное за логику и аналитику, так и «правополушарное мышление» (та же история), ответственное за целостное видение, творческие и невербальные процессы. Помимо всего прочего, музыка помогает детям готовиться к контрольным и экзаменам и к прочим учебным ситуациям, где требуется извлекать из памяти факты, информацию, фигуры или образы. На самом деле, если вы прислушаетесь к моим советам, то сможете развить в учащихся такие навыки и мозговые процессы, с помощью которых они научатся вспоминать почти что угодно.
Безболезненный переход
Этот переход (из начальной школы в среднюю – прим. Ред.) часто проходит болезненно. Хорошо, если у ребенка в средней школе учатся братья или сестры. А если нет? «Большую школу» окружают мифы и легенды, пугающие тех, кто смотрит на нее из безопасной гавани начальной школы. Чтобы переход был гладким, между выпускающей начальной школой и местными средними школами, будь то общеобразовательные специализированные или свободные, должны существовать здоровые учебные и эмоциональные связи. Куда бы дети ни пошли, рецепт отлаженных взаимоотношений везде один: на новом месте новичкам должно быть спокойно, радостно и понятно, у кого просить помощи...
Попробуйте освоить описанную ниже технику, покажите ее ученикам, родителям и педагогам у себя школе. Я называю ее «Перфекционистский план из трех “П”».
Планируйте. Узнайте заранее все про специфические особенности обучения и жизни того или иного ученика и, если нужно, привлеките родителей, воспитателей и консультантов. Передвигаться по средней школе труднее, чем по начальной, поэтому любые физические недомогания имеют большое значение. Также проверьте своих будущих учеников на наличие стандартных медицинских диагнозов, таких как диабет и астма. Мы забываем, что для некоторых детей даже подъем по лестнице — серьезная физическая нагрузка.
Персонализируйте. Хочется, чтобы педагоги, участвующие в переходе детей в среднюю школу, больше обращались к личностям, давая каждому ребенку то, что нужно именно ему, как в учебном, так и в эмоциональном и культурном смысле. К примеру, добавьте индивидуальности дневникам. Попросите шестиклассников в начале учебного года, вместо того чтобы тратить немыслимое количество времени на заполнение расписания на каждую учебную неделю, занести в дневник все, что их устраивает, радует, беспокоит, интересует и увлекает в учебе и вне ее. Добавьте работе осмысленности, живости и индивидуальности.
Подготовьтесь. В сегодняшнем мире штрихкодов и дополненной реальности пора снабжать учеников видеороликами и ссылками на электронные ресурсы, которые помогут им сориентироваться в новой школе. Кстати, отличная идея для семинара по повышению квалификации педагогического состава школы — пусть приобщаются к новым способам общения и обучения. Я называю это «цифрообучение». Обсудите с учениками средней школы, как проходил их переход из начальной школы в среднюю и что они из него вынесли. Поговорите с родителями семиклассников о том, как их дети чувствовали себя в первой четверти. Что может быть лучше честного разговора. Так что готовьтесь!