Как сохранить работу в кризис | Большие Идеи
20-21: Уроки стойкости
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сохранить работу в кризис

Дайан Кутю , Джанет Бэнкс
Как сохранить работу в кризис

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать HBR Россия — оформить подписку.

Во время экономической нестабильности мы почти привыкаем к новостям о сокращении персонала и остановке найма и перестаем обращать на них внимание. Но когда в новости попадает ваша компания, становится не до шуток. Умом мы понимаем, что увольнения неизбежны: таковы законы бизнеса, но сердце все равно замирает от мысли о возможной потере работы. Вы знаете, что бездействие смерти подобно, но как действовать, если дверь в кабинет босса всегда закрыта, новые проекты заморожены, а подчиненные смотрят на вас с надеждой? Спокойствие, только спокойствие! Хотя вы не можете повлиять на решения о сокращении штата, многое в ваших руках.

Мы убедились в этом, много лет наблюдая за тем, как сокращают людей, и исследуя, как ведут себя сотрудники в стрессовых ситуациях. (Джанет Бэнкс, будучи вице-­президентом по кадрам банка Chase Manhattan и управляющим директором FleetBoston Financial, неоднократно курировала процесс оптимизации штата. Дайан Кутю изучала стрессоустойчивость в бытность научным сотрудником Бостонского психоаналитического общества.) Мы заметили, что работу сохраняют чаще всего те, кто смотрит правде в глаза и строит четкие планы на будущее, — хотя без удачи тоже не обойтись. Как бы цинично это ни звучало, удержаться на плаву в падающей экономике можно, лишь имея холодный стратегический расчет. Впрочем, по нашему опыту, к подобным проблемам плохо подготовлены даже самые искушенные топ-менеджеры. Что же сделать, чтобы карьера не застопорилась и вы не пали жертвой сокращений?

Действуйте как победители

Партнер в брюссельском офисе McKinsey & Company, пользовавшийся уважением коллег, обучил много младших консультантов. Когда его спрашивали, как получить повышение, он всегда отвечал: «Хочешь быть партнером — веди себя как партнер». Этот совет, что важно, можно применить к другой ситуации: хотите избежать дамоклова меча сокращений во время рецессии — действуйте так, словно он над вами не висит.

Изучив, как мыслят те, кто сохранил работу, можно обнаружить неожиданный парадокс. Чтобы составить план по выживанию в условиях сокращений, требуется реализм, близкий к пессимизму, но чтобы придерживаться этого плана, нужно, напротив, стать оптимистом. Пристально следите за ситуацией, но действуйте уверенно и бодро. Исследования доказывают: очень важно, чтобы окружающим было с вами комфортно. В статье Тицианы Кашаро и Мигеля Соузы Лобу «Умные уроды, симпатичные дураки и отношения в коллективе» из «HBR Россия» за август 2005 года говорится: хотя все предпочитают работать с харизматичным умницей, а не со страшненьким тупицей, в трудную минуту люди обращаются к тому, кто близок им по духу, а не к более компетентному, но менее понимающему коллеге. Мы не намекаем на то, что нужно срочно становиться обаяшкой вроде актера Джерри Сайнфелда: необязательно срывать овации, входя в офис, достаточно быть веселым и на одной волне с коллективом. Главное — не портить людям настроение, бесконечно напоминая, в каком подвешенном положении они находятся. Кто захочет иметь дело с нытиком?

Безусловно, сохранять хорошую мину при плохой игре непросто. Любая неопределенность пугает. Удастся ли найти новую работу? Что будет с ипотекой? Где взять недорогую медстраховку? Все это серьезные опасения — но чем позитивнее вы будете настроены, тем легче окажется контролировать ситуацию.

Чтобы выжить, надо смотреть далеко вперед. Беседы с бывшими узниками концлагерей показывают: сражаясь со смертью, люди представляли себе жизнь после освобождения. Но фокусироваться на отдаленном будущем полезно и при повседневных неудачах. Как писал Зигмунд Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия», важнейшее отличие скорби от депрессии в том, что скорбящий с легкостью может представить себе время, когда в его жизни вновь будут радость и смысл.

На работе лучший способ сосредоточиться на будущем — проявить заботу о заказчиках, ведь без них в этом будущем работы не будет ни у кого. Очень важно предвосхищать потребности клиентов — как внешних, так и внутренних. Докажите, что вы нужны компании и занимаете свое место, хотя ваши задачи в новых экономических условиях могли измениться. Вас будет труднее сократить, если клиенты считают вас незаменимым.

Универсальность тоже повышает шансы на выживание. В одной фирме топ-менеджерам приходилось занимать сразу несколько должностей, чтобы сократить издержки. Когда новый исполнительный директор решил, что ему нужен глава администрации, он выбрал человека, согласившегося совмещать эту работу со старой (он руководил отделом кадров), и компании не пришлось расширять штат. Реорганизация и консолидация требуют серьезных изменений, поэтому менеджеры должны проявлять гибкость. Если вы еще не вышли за пределы одной должности, подумайте, что можете сделать для фирмы, применив свои навыки, о которых начальство пока не подозревает. Например, менеджер по маркетингу, раньше преподававший в школе, может взять на себя обучение специалистов по продажам и обслуживанию клиентов. Кризис наверняка даст вам массу ­возможностей проявить себя. Сокращение обычно затрагивает все уровни организации, а это значит, что везде могут образоваться лакуны.

Наконец, если хотите сохранить работу, будьте готовы усмирить свое эго. Рассмотрим случай Анны — менеджера крупной страховой компании из Новой Англии (все имена изменены). Во время реорганизации Анна и ее коллега, у которого было на порядок меньше отраслевого опыта, претендовали на одну должность. Узнав, что она и весь ее отдел будут подчинены департаменту этого коллеги, Анна поняла: чтобы не потерять место, ей придется использовать все свое влияние и поддержать нового руководителя. Она сделала это публично. В ответ тот проявил к ней уважение и лояльность. Действия Анны показали, как она дорожит работой в компании, и начальство это заметило. Год спустя она получила новые полномочия и в итоге вошла в совет директоров.

Поддержите руководителей

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Блуждающие звезды
Ашиш Нанда,  Гройсберг Борис,  Нитин Нория
Что у вас на полках?
Вайдьянатхан Рамнатх,  Маршалл Фишер