В поисках идей: сентябрьский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
сентябрьский выпуск

Свежие исследования в области менеджмента и маркетинга

В поисках идей: сентябрьский выпуск

читайте также

«Почему же Англия проигрывает?» и другие футбольные феномены

Саймон Купер,  Стефан Шимански

Кризис. Что делать?

Марина Иванющенкова

Глава дизайнерского отдела PepsiCo о том, почему в компании процветает дизайн

Джеймс де Врис

Как импакт-инвесторам подготовиться к следующему кризису

Майя Уинкелстайн

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях зарубежных ученых.

ПСИХОЛОГИЯ | Не уверены в себе? Пообщайтесь с надменным коллегой

Степень уверенности в себе часто является результатом принадлежности к определенной группе людей. Сравните кротость и самоуничижение, присущие охотникам и собирателям африканского племени Кунг — например, с «культурой высокомерия», которая привела корпорацию Enron к банкротству (а многих ее директоров — к тюремному сроку). Группе исследователей стало интересно, почему чрезмерная уверенность в себе проявляется в определенных социальных группах. Они провели шесть экспериментов и выяснили одну из причин — это заразно.

В первом эксперименте 104 студента выполняли задания на компьютере, а затем оценивали свой результат. Затем их случайным образом распределили по парам. Каждая команда совместно выполнила дополнительное задание, а после они могли изменить оценку своей индивидуальной работы. Исследователи обнаружили, что те, кто работал в паре с самоуверенными людьми (которые оценивали свои действия, не опираясь на действительные результаты), тоже становились увереннее. Последующие эксперименты показали, что эффект сохранялся долгое время и при выполнении других заданий. Самоуверенность также оказывалась заразной, когда люди не взаимодействовали напрямую, и даже когда участники знали, что самоуверенность партнера была необоснованной. Было одно исключение: когда самоуверенным партнером становился человек из «чужой» группы (студентам из Иллинойского университета говорили, что их партнер из штата Огайо — главного футбольного соперника Иллинойса), самоуверенность не передавалась.

«В дальнейшем нужно изучить, как можно на практике применить знание о том, что при взаимодействии людей передается завышенная или заниженная самооценка, — говорят исследователи. — Компании должны учитывать потенциально значимое и обширное социальное влияние изначально небольшой группы самоуверенных людей при разработке стратегий и принципов организации, формировании эффективных команд, а также при отборе и развитии будущих лидеров».

Об исследовании: «The Social Transmission of Overconfidence», Joey T. Cheng et al. («Journal of Experimental Psychology: General», готовится к выходу)

ТАЛАНТ | Голосуем за универсалов

Кого лучше искать компаниям для своих исследований и разработок: более универсальных или узконаправленных специалистов? Это вечный вопрос. Недавнее исследование показало, что разносторонние исследователи находят и применяют новую информацию в не своей области лучше, чем их узкоспециализированные коллеги.

Авторы изучили технологии работы игрового контроллера Microsoft Kinect. Он вышел в 2010 году и стал первым контроллером, способным отслеживать движение тела — для создания такой технологии нужны специалисты из областей искусственного интеллекта, кинематографа, медицины и других сфер. Чтобы найти ученых, которые лучше всего изучили данную технологию, авторы проанализировали научные публикации по электротехнике и электронике за 14 лет. Они использовали ключевые слова, чтобы выявить тех ученых, которые ранее не имели опыта в технологиях, связанных с получением сенсорной информации о параметрах движения, а также, чтобы определить, насколько разносторонние исследования они проводили до работы над Kinect. Затем, используя поиск по слову Kinect, авторы определили, кто занялся изучением новой технологии в первые четыре года после выпуска этого продукта.

Ученые, оказавшиеся в верхней четверти рейтинга, оценивающего их универсальность, находили применение новым технологиям в 3,1 раза чаще, чем ученые того же ранга из нижних позиций рейтинга. Более того, их научные труды были более высокого качества: они в 3,8 раза чаще попадали в 10% самых цитируемых другими учеными работ. Исследователи пришли к такому выводу: «Хотя по установленным нормам и в фирмах, и в научных организациях часто отдают предпочтение узкой специализации ученых, по результатам нашего исследования, более универсальные специалисты играют важную роль в изучении новых областей».

Об исследовании: «Jack of All Trades and Master of Knowledge: The Role of Diversification in New Distant Knowledge Integration», Frank Nagle, Florenta Teodoridis («Strategic Management Journal», 2019)

ТЕХНОЛОГИИ | К чему еще может привести наша дружба со смартфонами

Пользователи создают все больше и больше контента с помощью смартфонов, а не компьютеров. Это навело команду исследователей на вопрос: возможно, меняется не только способ создания контента, но и его содержание? Новое исследование подтвердило эту гипотезу.

В первом из серии исследований команда изучила 293 039 твитов, опубликованных со смартфонов и с ПК. С помощью автоматического анализа лингвистических маркеров они обнаружили, что в твитах, написанных на смартфоне, было больше личных местоимений, упоминаний семьи и слов, выражающих негативные эмоции (которые предыдущее исследование связало с большей степенью раскрепощения), а также меньше признаков аналитического письма (это также показатель высокого раскрепощения). Твиты оценили и люди: они сочли, что сообщения со смартфонов несут больше личной информации. Последующие исследования показали, что в других контекстах — например, когда люди описывали печальный опыт, отвечали на неловкие вопросы и раскрывали личную информацию, необходимую для онлайн-рекламы, — пользователи смартфонов снова были более откровенны. По той же причине отзывы на рестораны, оставленные со смартфонов, были более убедительными для других.

Есть две причины большей открытости: людям комфортно пользоваться личными устройствами, а относительная сложность набора текста на этих гаджетах заставляет концент­рироваться на процессе выражения своих мыслей. «Контент, созданный на смартфонах, помогает развить более точное и диагностическое понимание пользовательских предпочтений», — сообщают исследователи. По их словам, если компании хотят получить более личную информацию, следует обращаться к пользователям посредством смартфонов. А маркетологи могут понять, какие отзывы сильнее повлияют на других пользователей, просто узнав, с какого девайса они написаны. Со своей стороны, пользователи, которые не хотят раскрывать личную информацию, могут отложить свои смартфоны и пересесть за ноутбуки.

Об исследовании: «Full Disclosure: How Smartphones Enhance Consumer Self-Disclosure», Shiri Melumad, Robert Meyer («Journal of Marketing», 2020)