Цифровые иллюзии | Большие Идеи

・ Технологии


Цифровые иллюзии

Как избавиться от заблуждений о цифровой трансформации бизнеса

Автор: Кирилл Туишев

Цифровые иллюзии
Getty Images

читайте также

Почему менеджеры не слушают своих сотрудников

Виджайя Венкатарамани,  Субра Тангирала,  Элад Шерф

Поощряйте альтруизм

Данн Элизабет,  Нортон Майкл

Как создать лидера будущего

Ребекка Л. Рэй,  Ричард С. Веллинс,  Рон Уильямс

Палки в колеса соседу

В 2007 году американский журнал Forbes вышел с фотографией главы Nokia Олли-Пекка Калласвуо на обложке и заголовком «Миллиард клиентов — кто может соперничать с королем мобильных телефонов?».

В том же году Apple выпустила iPhone, а через шесть лет Nokia продала свой телефонный бизнес Microsoft.

Лидеры отраслей сегодня меняются с космической скоростью, и в большинстве случаев это связано с цифровыми технологиями. Цифровизация влечет за собой кардинальное изменение продуктов, процессов, бизнес-моделей и способов коммуникации. Новые технологии не просто меняют рынки — они меняют и сами принципы конкуренции, затрагивают экономику, образование, здравоохранение и т. д.

Российский бизнес в целом включился в цифровую гонку. Речь идет не только о секторе B2C, но и о промышленных компаниях. Среднегодовой долларовый прирост цифровой экономики в 2010—2016 годах составил 4,8%, и это пока ниже, чем в странах-лидерах — Скандинавии (6—7%), США и Великобритании (8—9%), и значительно ниже, чем в ­догоняющих странах (Китай — свыше 20%). По уровню цифровизации российские компании отстают от западных на 5—8 лет.

Тем не менее у России есть потенциал для роста. Во-первых, в стране все еще много талантливых ИТ-специалистов. Во-вторых, существует эффект низкой базы. Компании не слишком активно инвестировали в старые технологии, поэтому не придется ничего перестраивать, чтобы запускать новые. Например, многие страны Африки не создавали стационарную телефонную связь, а сразу развернули сотовые сети. Но чтобы цифровизация стала успешной, руководителям следует избавиться от некоторых заблуждений.

МИФ 1. Цифровизация — это мода

Несколько лет назад компании включи­­­­­лись в обсуждение цифровой ­трансформации, и вокруг новых технологий расходятся волны информационного шума. Некоторые руководители полагают, что это всего лишь модная тема, интерес к которой скоро угаснет. И они правы — информации о цифровых инновациях, часто противоречивой, стало слишком много. Однако интерес к технологиям вызван не модой — происходит фундаментальное изменение бизнеса и переосмысление роли человека в производственном процессе.

С началом третьей промышленной революции (последняя треть ХХ века) производственные компании начали автоматизировать процессы, использовать компьютеры и роботов. ­Компьютерам долгое время не хватало адаптивности — они не умели подстраиваться под меняющуюся среду. Но сегодня алгоритмы могут самостоятельно накапливать знания и обучаться, то есть делать все то, что раньше умел только человек. На наших глазах происходит четвертая промышленная революция — переход на полностью автоматизированное производство, управляемое цифровыми системами. Я знаю компанию, которая производит на автоматизированной линии лобовые стекла для автомобилей. Когда стекло достают из печи, его размер может чуть-чуть отклоняться от заданного. Как только робот замечает отклонение, он останавливает линию, и дальше для доработки этого стекла надо перенастраивать конвейер вручную. Так может происходить несколько раз в день. Но недавно компания внедрила сенсоры, и теперь робот способен за считанные секунды измерить геометрию стекла, а затем самостоятельно перепрограммировать своих «коллег» по всему конвейеру. Для этого больше не нужно останавливать линию.

Внедрение цифровых инноваций в разных секторах экономики происходит с разной скоростью, но отмахнуться от них уже невозможно. Рутинные операции рано или поздно будут автоматизированы. По разным оценкам, это коснется до 50% всех профессий. Американский ученый Уоррен Беннис вообще считает, что на заводе будущего останутся два сотрудника — человек и собака. Человек будет кормить собаку, а собака — следить, чтобы человек не прикасался к оборудованию.

Роботы намного быстрее людей, интерактивны и научились подстраиваться под других, поэтому рано или поздно они будут конкурировать с нами в большинстве производственных процессов, а человеку остается лишь заниматься творчеством. Основатель Alibaba Джек Ма полагает, что для успеха в жизни теперь нужны не только IQ и EQ, но и LQ — способность любить. Креативность, умение придумывать новые идеи пока унифицировать невозможно, и именно в сфере идей развернется конкуренция будущего.

МИФ 2. Цифровизация — это некая новая технология, которую можно внедрить

Взрывное развитие современных цифровых технологий связано с объемом и доступностью вычислительных мощностей. Например, самым сильным компьютером в мире сегодня считается китайский Sunway TaihuLight, скорость вычисления которого — 93 петафлопс (единица измерения производительности компьютеров, означает 10 в 15-й степени вычислительных операций с плавающей запятой в секунду). По статистике (закон Мура и др.), производительность процессоров удваивается каждые 18 месяцев. Огромные мощности позволяют компьютерам решать задачи другого класса сложности, благодаря чему появились искусственный интеллект, блокчейн, интернет вещей, облачные вычисления и т. д.

Таким образом, цифровизация — это не одна технология, а целый комплекс. Имеет смысл присматриваться ко всем, тестировать и оценивать, какой экономический эффект они могут принести в долгосрочной перспективе.

Чтобы справиться с новыми задачами, многие компании создают отдельный цифровой центр или инкубатор. Это особенно важно для крупных промышленных предприятий с их специфической корпоративной культурой. Например, в «Северстали» ввели должность директора по развитию цифровых технологий и собрали под него команду (см. статью Алексея Мордашова «Индустрия 4.0» в «Harvard Business Review — Россия», январь — февраль, 2018 г). «Сибур» также выделил цифровые технологии в отдельную функцию (см. интервью председателя правления компании Дмитрия Конова в этом номере).

МИФ 3. Цифровизация — это программный продукт, который можно купить

Такое убеждение до сих пор разделяют многие руководители. До сих пор компании, в первую очередь производственные, редко занимались автоматизацией самостоятельно и отдавали ее на аутсорсинг.

Но цифровая трансформация — не коробочное решение, которое можно купить у SAP, IBM, Microsoft или кого-то еще. С помощью крупных ИТ-платформ компании автоматизируют стандартные процессы (производство, бух­учет, HR и т. д.), тогда как добавленную стоимость сегодня создают продукты и сервисы, на которые невозможно ­«натянуть» стандартные решения. Цифровые инновации рождаются внутри компании, потому что она лучше знает свой бизнес и клиентов. Пришло время для инсорсинга — многие крупные компании будут запускать цифровые проекты силами внутренних исполнителей. К тому же создавать программный продукт сегодня стало проще. Когда 30 лет назад я начинал трудовую деятельность в качестве программиста, мы зарабатывали деньги на решении задач, которые сегодня легко выполняет среднестатистический пользователь Excel. Что касается подрядчиков, то если компании и будут их нанимать, то на более поздних стадиях реализации идей.

Глава крупной нефтяной компании как-то сказал, что собирается продавать электроны вместо молекул. Иначе говоря, значимость нефти снижается, элект­ромобили рано или поздно вытеснят традиционный транспорт. И компания придумала несколько цифровых сервисов, чтобы быть полезнее для клиентов.

Как, например, капитан судна принимает решение о заправке корабля смазочным маслом? Обычно это происходит, когда запасы на исходе. Такое может случиться в порту, где масло найти сложно или оно стоит слишком дорого. Аналитики нефтяной компании, опираясь на данные, научились предсказывать, когда кораблю понадобится заправка, а также рассчитывать, в каком ближайшем порту это сделать удобнее всего. Сервис помогает обеим сторонам работать эффективнее. Есть и более продвинутый вариант — клиент платит абонентскую плату за сервис и о масле не думает, а производитель сам следит за запасами. Также компания разработала приложение для владельцев авто: каждый из них может вызвать небольшой грузовик-заправщик к себе домой. И когда АЗС умрут, есть шанс, что именно эта компания заправит последний двигатель внутреннего сгорания.

Один из крупнейших производителей цемента тоже решил внедрять цифровые сервисы и запустил в Индии своего рода Uber для местных строителей. Прораб может зайти в приложение и посмотреть, как быстро ему привезут цемент, сколько это будет стоить, сравнить цены разных производителей и наблюдать, как машина с цементом едет к нему.

Создание подобных продуктов — основа конкурентного преимущества в будущем, вряд ли их можно у кого-то купить.

Что дальше?

Для разработки цифровых проектов нужны люди, и успеха добьются компании, которые смогут привлечь профессионалов, а также переобучить собственные кадры. По нашим данным, в следующие 5—10 лет примерно у двух третей сотрудников крупных корпораций значительно изменятся профессиональные требования. Индустриальному сектору конкурировать за людей сложнее всего. Некоторые руководители пожимают плечами: «А в чем проблема? Ну, заплатим в два раза больше». Однако молодому поколению важны не только деньги, но и среда, цели и смысл в работе.

Кроме того, крупным компаниям придется переосмыслить себя и свое видение будущего. Отказываться от исторических конкурентных преимуществ, которые привели компании к успеху, так же безрассудно, как и игнорировать вызовы цифровой революции. Задача СЕО — найти правильный микс, то есть соотношение цифровых и «аналоговых» продуктов и услуг в своем бизнесе. Например, есть и традиционные швейцарские банки, которые работают в офисах без вывесок, и полностью онлайн-банки. А также те, кто имеет отделения в деревнях, современный онлайн- и мобильный банк. От того, как компания определит пропорцию своих цифровых и «аналоговых» процессов и сервисов, будет зависеть ее конкурентоспособность на следующее десятилетие.

Об авторе. Кирилл Туишев — партнер, управляющий директор BCG в России.