Куда катится мир | Большие Идеи

・ Технологии

Куда
катится мир

Бизнес ставит на микротренды

Автор: Денис Песков

Куда катится мир
Анастасия Полухина

читайте также

Не стать динозавром: как бренду выжить в цифровую эпоху

Дэвид Коллис,  Уильям Коллис

Свобода и ответственность

Сергей Филонович

Анализируй и то, и это

Марина Иванющенкова

4 способа сгладить последствия первого неудачного впечатления

Дори Кларк

Что люди будут есть, пить, смотреть и вообще как будут жить лет через пять-десять? Марк Пенн, социолог и политтехнолог, приводивший к победам мировых лидеров, собрал явления, пока не ставшие мейнстримом, но уверенно набирающие обороты в США и в мире. К его рекомендациям стоит прислушаться, ведь когда-то он привел к победе Билла Клинтона и Менахема Бегина! Избирательной кампании Клинтона, например, он указал на такой влиятельный сегмент избирателей, как «soccer mom» (матери, ставящие интересы семьи выше собственных и, в частности, тратящие уйму времени, развозя детей по спортивным секциям). Британская консервативная партия, ссылаясь на предыдущую книгу Пенна, ввела налоговую льготу для пар, живущих врозь, Всемирный экономический форум провел семинар о микротрендах. На выявленных им тенденциях зарабатывают миллионы. Последняя книга Пенна называется «Microtrends Squared: The New Small Forces Driving the Big Disruptions Today».

Рост количества не состоящих в браке взрослых уже озолотил сайты знакомств. «Холостые» меньше готовят, чаще посещают кафе и в целом больше тратят на себя. Перспектива, однако, остается неясной: старость в одиночестве всегда была одним из страхов, толкавших людей под венец. Пенн верит, что брак опять войдет в моду, и даже предлагает ввести государственное экономическое поощрение этого шага.

Одним из самых больших прорывов в сфере услуг будет улучшение качества жизни пожилых, особенно одиноких. Уже сейчас самая быстрорастущая когорта населения — люди возраста 90+, а геронтология — весьма многообещающая врачебная специальность XXI века.

Вообще старики (наряду с ВПК) — двигатели прогресса. Сейчас уже появились роботы, которые наблюдают за пожилыми, контролируя прием лекарств и проводя очередные анализы. Но дело не ограничивается роботами-няньками и компаньонами по домино. Ради комфорта пожилых улучшают тротуары и уличное освещение, увеличивают шрифты, замедляют эскалаторы.

Питание жителей стран первого мира по-прежнему подвержено моде. За последние десять лет мы видели взлеты и падения нескольких диет и гастрономических школ, из которых наиболее заметной стала победа протеинов над углеводами. Это большая удача для животноводов и рыбаков, но удар по землепашцам. Более всего от новой диеты выиграли птицефермы: потребление выросло на 300%. Рыбные и креветочные фермы тоже среди победителей, а в убытке — производители сладкой газировки (даже диетического варианта), бекона и макаронных изделий. Интересные горизонты открываются для пионеров «чистого» мяса (мускулы, выращенные отдельно от животных) и использования насекомых в качестве источника протеина (с 2015 года в США продаются энергетические батончики Chapul, сделанные из сверчков). Несколько более туманны перспективы инновационных, но одно­образных питательных смесей типа Soylent. Впрочем, и здесь зарекаться нельзя — число озабоченных своим питанием все растет, а когда к этому добавляются маркетинговые усилия, «выстрелить» может даже безглютеновая диета, которая однозначно показана совсем немногим. К сожалению, случаются и не столь безобидные перегибы — весьма опасным является тренд диетических вывертов в детском питании.

Среди всех форм заботы о здоровье лидирует йога: в США за 2008—2016 годы число практиковавших удвоилось и составило 36 млн. Но не отстают и сферы менее полезного досуга: компьютерные игры уже серьезно мешают подростку состояться в реальной жизни. Работа по законодательному регулированию игр и приложений даже в развитых странах еще в начальной фазе, поэтому, как выражается автор, в этой области еще царит «дух Дикого Запада». Компьютерная игромания стала новым курением.

Роботы помогут человеку и в другом любимом занятии — сексе, причем есть основания ожидать прорыва в КНР, где половой дисбаланс, спровоцированный политикой одного ребенка, привел к самому большому проценту холостяков. Китай, по-видимому, останется единственной надеждой и для Голливуда: жители Азии рады выбираться из дома и заполнять мультиплексы. На остальных рынках студии теснят потоковые сервисы Netflix, Hulu и подобные: за шесть лет число подписчиков Netflix удесятирилось. Запустив свой собственный контент в 2012 году, компания сорвала джекпот и выиграла множество «Эмми». Ее успехи на руку начинающим актерам и сценаристам: работы в шоу и сериалах становится значительно больше. А голливудские студии могут ответить лишь одним способом — оглушительными блокбастерами со значительными дорогими спецэффектами, которые не всем по карману и которые смотрятся лучше на большом экране. Именно этим объясняется волна фильмов про супергероев и «Трансформеров». Китайцы пока на них ходят охотно, а у остальных развивается другой вид зависимости — запойный просмотр сериалов.

Большое будущее у индивидуализированной одежды, но настоящий прорыв сулят приложения для смартфона, идеально снимающего мерку.

Но не у всех технологий безоблачное будущее. Пенн выделяет тренд «отключение» — отказ или снижение активности в соцсетях и даже вообще возврат к сотовым телефонам без функций смартфона: максимум с мейлом, которым на Западе тоже все чаще оказывается не Gmail, а старенькие AOL с Yahoo!

Не верит автор и в «велосипедизацию», считая это неподходящим решением для городов крупнее Копенгагена. В них доля молодежи увеличится не так, как стариков. Будущее, по его словам, за сервисами совместных поездок и развитием общественного транспорта, у которых велоинфраструктура отбирает ограниченные ресурсы.

Политическая напряженность тоже скажется на потреблении. Контрсанкции правительств становятся все изощреннее: так, КНР ответила на идею разместить американский противоракетный комплекс THAAD в Южной Корее бойкотом 19 корейских косметических продуктов. Граждане все чаще начинают готовиться к худшему: американцы скупают участки в отдаленных райнах штатов Вашингтон и Орегон и оборудуют их всем необходимым для автономного выживания. Бдительность, осторожность и здравый смысл должны помочь бизнесу учесть разнонаправленные эффекты, производимые новым уравнением микротрендов.