Цифровая дилемма: как слежка помогает победить Covid-19 | Большие Идеи

・ Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Цифровая дилемма: как слежка помогает
победить Covid-19

Почему азиатские страны справляются с эпидемией лучше, чем западные демократии

Авторы: Яшэн Хуан , Мэйцэнь Сунь , Юйцзе Суй

Цифровая дилемма: как слежка помогает победить Covid-19
HBR Staff/Getty Images

читайте также

Менеджеры зарубают идеи, которые нравятся потребителям

Дженнифер Мюллер

Три возможных реакции на карьерную неудачу

Рон Ашкеназ

Учимся проводить собрания: от Стокгольма до Нью-Дели

Эрин Мейер

Три урока для продвинутых менеджеров

Дейвенпорт Томас,  Дэвидсон Кэти,  Лайер Бала,  Молинский Андрей

Covid-19 продолжает свое шествие по миру, не замечая государственных границ. И чиновники изучают страны, которым удалось замедлить распространение инфекции. Можно ли повторить их успех? Главный вопрос — есть ли у автократий преимущество над демократиями, ведь первым легче объявить карантин и отслеживать контакты и перемещения зараженных. Министр иностранных дел Китая Ван И даже заявил: «Только в Китае и только под руководством председателя КНР Си могли быть приняты такие эффективные меры, которые помогли нам взять под контроль эту внезапную и быстро распространяющуюся эпидемию».

Но согласно графику ресурса Our World in Data, на котором показана скорость удвоения числа пациентов в разных странах, тип государственного режима не очень важен. И среди лидеров по борьбе с вирусом, и среди отстающих есть как автократии, так и демократии. Да, Китаю действительно удалось замедлить рост заражений, но и демократической Южной Корее это удалось тоже. А вот в других демократиях — например, в США, Испании, Италии и Франции — дела шли и идут не так хорошо.

Что же объединяет те страны, которым пока что удается сдерживать эпидемию? Во-первых, все они находятся в Восточной Азии: это Китай, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и в меньшей степени Япония. Возможно, их коллективистский дух укрепляет чувство гражданского долга, и люди охотнее соблюдают требования властей. Кроме того, эти страны активно используют современные технологии для сбора данных о распространении вируса: например, следят за заболевшими и теми, кто с ними контактировал. Эти два фактора не независимы, а только укрепляют друг друга.

Очевидно, что такое использование технологий может помочь в борьбе с пандемией. Но оно поднимает непростые вопросы о неприкосновенности и конфиденциальности данных, которые вызывают в западных демократиях куда больше полемики, чем в Азии. Чтобы слежение оказалось эффективным, необходимо выполнить три условия, каждое из которых поставит перед западными демократиями непростые дилеммы: внедрение технологий (настоятельно рекомендуемое или строго обязательное), создание государственной цифровой инфраструктуры и легкий обмен информацией между государством и бизнесом, при котором конфиденциальность может потеряться.

Рассмотрим каждое из этих условий подробнее.

Внедрение технологий

Судя по опыту стран, которые успешно внедрили систему отслеживания контактов, первый и необходимый шаг — рекомендовать людям установить на свои телефоны приложения для отслеживания, а лучше сделать их обязательными. В странах Восточной Азии такие меры чаще принудительны, чем добровольны. Например, в Сингапуре — стране, правительство которой славится своей жесткостью и эффективностью — граждан попросили установить приложение TraceTogether, через которое находящиеся близко друг к другу телефоны обмениваются сигналами по Bluetooth. Это улучшенная версия традиционного способа отслеживания контактов, который занимает слишком много времени и зависит от ненадежной человеческой памяти.

Nikkei Asian Review сообщает, что, согласно опросу общественного мнения, более 70% респондентов поддержали эту меру. Гонконг, который тоже успешно сдерживает вирус, ввел обязательный 14-дневный карантин для всех, кто прибывает в страну из-за рубежа. Чтобы следить за соблюдением карантина, власти обязали всех прибывших установить приложение StayHomeSafe и выдали им браслеты с технологией геозонирования. По данным Quartz, за несоблюдение карантина гонконгцам грозит штраф 3200 долларов и до полугода тюремного заключения.

Южной Корее удалось сделать еще больше в борьбе с вирусом. Washington Post пишет, что корейские частные разработчики даже выпустили свои приложения для слежения — многим корейцам казалось, что государственных мер недостаточно. Например, приложение Corona 100m собирает данные из открытых официальных источников и оповещает пользователей, если в радиусе 100 метров от них оказывается человек с диагнозом Covid-19. Приложение показывает дату постановки диагноза, национальность, возраст, пол и список посещенных мест. Согласно данным MarketWatch, всего за несколько недель Corona 100m было скачано 1 млн раз и получило «исключительно положительные отзывы». А приложение CoronaMap публикует местонахождение пациентов с коронавирусом, чтобы люди могли избегать этих мест. Business Insider пишет, что CoronaMap заняло второе место в Южной Корее по количеству скачиваний.

Еще одна демократическая страна, успешно сдерживающая Covid-19, — Тайвань, — возможно, первой начала следить за телефонами людей, чтобы убедиться, что они соблюдают карантин. Кроме того, власти два раза в день звонят им, чтобы убедиться, что они не оставили телефон дома в попытке избежать слежки.

Идее отслеживать заразные болезни через мобильные телефоны уже почти десять лет. Например, в 2011 году Кембриджский университет выпустил приложение FluPhone, но популярность таких приложений сильно зависит от региона. Wired пишет, что FluPhone установили менее 1% жителей Кембриджа. Это не идет ни в какое сравнение с популярностью приложений для отслеживания контактов в Восточной Азии. Опасения о конфиденциальности и гражданских свободах могут стать препятствием для внедрения таких технологий в западных демократиях — возможно, именно поэтому приложение FluPhone оказалось так непопулярно. И даже в разных демократических странах процент добровольной установки таких приложений будет различаться. Но если их почти никто не будет использовать, они окажутся бесполезны.

Цифровая инфраструктура

Скорее всего, Южной Корее удалось так успешно сдержать вспышку Covid-19 благодаря свежему опыту борьбы с другими эпидемиями. Так, во время вспышки MERS в 2015 году заразились 186 корейцев, 36 из них погибли. Некоторые считают, что активная публикация данных о Covid-19 — это попытка исправить ошибки, допущенные во время эпидемии MERS, когда власти действовали недостаточно прозрачно. Опрос 1 тыс. корейцев показал, что большинство из них одобрили публикацию данных о перемещениях пациентов с Covid-19 и «поставили общественное благо выше прав личности».

Тайвань тоже сильно пострадал во время одной из прошлых эпидемий — вспышки SARS в 2003 году. После этого была разработана технологическая и институциональная система реагирования, которая и позволила так быстро принять меры по борьбе с Covid-19. Всего за один день государственные органы развернули систему мобильного слежения, совместив данные о перемещениях зараженных за последние 14 дней с их идентификационными данными. Затем Тайвань установил карантин для въезжающих в страну. Чтобы сэкономить время при прохождении границы и таможни, пассажиры могли заполнить анкету и получить СМС-пропуск. Вскоре после этого все больницы, клиники и аптеки получили доступ к их истории перемещений.

При эпидемиях нужно действовать быстро. Опыт Южной Кореи и Тайваня показал, что экономия времени, достигнутая благодаря готовности инфраструктуры, сыграла важную роль. Тот же вывод можно извлечь и из китайского примера, хотя у Китая и не было готовой специальной инфраструктуры на случай эпидемии: страна просто перепрофилировала свою обширную цифровую систему слежки, пишет The Economist. Это помогло китайским властям «дифференцировать свой подход», позволив большинству людей жить обычной жизнью и в то же время наблюдая за потенциально зараженными.

Двое из нас (Яшэн и Мэйцэнь) провели исследование вместе с комитетом Массачусетского технологического института (MIT) о будущем работы. Оно показало, что Китай не только отслеживает контакты, но и применяет для борьбы с эпидемией другие цифровые технологии. Так, китайские компании SenseTime и Megvii, известные своими технологиями распознавания лиц, разработали и внедрили программы для бесконтактного определения температуры на основе ИИ. Кроме того, в SenseTime разработали и внедрили так называемую «умную программу по предотвращению эпидемий»: с помощью ИИ-алгоритмов и инфракрасных датчиков она определяет температуру тела человека с точностью до 0,3 градусов Цельсия, а также в 99% случаев опознает людей без маски. Китайское правительство активно поддерживало развитие этих технологий, в том числе распознавания лиц.

Сотрудничество бизнеса и государства

Препятствия в обмене информацией между китайскими органами власти, в частности на локальном уровне, могли сильно помешать им в борьбе с Covid-19, особенно на ранних стадиях эпидемии. Но центральные власти давно поняли, что необходимые данные для борьбы с пандемией находятся в руках таких гигантов, как Alibaba и Tencent. Они собирают огромный объем данных в реальном времени и знают о перемещениях населения, возможно, даже больше, чем сами власти.

Меры против Covid-19 еще раз показали, каким преимуществом пользуются так называемые «суперприложения», например, WeChat. Во-первых, WeChat собирает невероятный объем данных — в декабре 2019 года у приложения было больше 1 млрд активных пользователей, а по среднему времени использования оно вдвое опережало Instagram. Но еще важнее, что в платформу WeChat интегрированы социальная сеть, мессенджер, платежная система, служба доставки, сервис поездок, медицинские услуги и тысячи других приложений — поэтому ему завидует даже Facebook.

Такую зависимость от одного приложения можно использовать, чтобы заставить людей соблюдать правила карантина. Например, китайцы очень зависимы от мобильного платежного приложения Alipay, — и этим воспользовалась компания Ant Financial (дочерняя компания Alibaba). Она выпустила приложение Alipay Health Code, которое впоследствии распространилось по всей стране. The New York Times пишет, что приложение определяет пользователей в одну из трех категорий: зеленую (свободное передвижение), желтую (карантин на 7 дней) или красную (карантин на 14 дней). Здесь есть два повода для беспокойства. Во-первых, алгоритм, который распределяет пользователей на категории, непрозрачен. Некоторые китайцы жалуются в СМИ, что их поместили на карантин без видимых причин. Вторая проблема — еще более важная с точки зрения конфиденциальности — заключается в том, что приложение использует огромное количество данных, собранных из других приложений, например, информацию о перемещениях или платежах в Alipay.

***

Технократический подход восточных стран удовлетворяет трем требованиям, необходимым в фазе экспоненциального распространения эпидемии: они действуют широко, быстро и принудительно. Смогут ли западные демократии достичь таких же результатов, как азиатские страны, не принимая таких же мер? Скорее всего, нет. Эти требования глубоко противоречат западным либеральным ценностям: праву на частную жизнь, добровольности и неприкосновенности прав личности. BBC сообщает, что Израиль для обеспечения карантина ввел чрезвычайную ситуацию, и некоторые права личности оказались временно ограничены.

Вероятно, пандемия Covid-19 — это возможность заглянуть в наше будущее. Разные общества будут по-разному готовиться к следующей пандемии. Западным демократиям придется или изменить свой взгляд на компромисс между конфиденциальностью личных данных и общественной безопасностью, или разработать такие технологии и законы, которые помогут сохранить и то, и другое.

Об авторах

Яшэн Хуан (Yasheng Huang) — профессор в Школе управления MIT, член комитета MIT по вопросам работы будущего.

Мэйцэнь Сунь (Meicen Sun) — сотрудник факультета политологии MIT, студент-участник комитета MIT по вопросам работы будущего, участник бостонской группы молодых лидеров Всемирного экономического форума.

Юйцзе Суй (Yuze Sui) — магистрант в Стэнфордском университете.

* деятельность на территории РФ запрещена