Идеи для лидера: ИИ для маркетологов, OpenAI против Open AI и вопрос монополии | Большие Идеи

・ Тренды

Идеи для лидера: ИИ для маркетологов, OpenAI против Open AI и
вопрос монополии

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: ИИ для маркетологов, OpenAI против Open AI и вопрос монополии
Фото: Solen Feyissa / Unsplash

читайте также

Как не дать восходящей звезде погаснуть

Балаш Сатмари,  Брейден Кинг,  Дирк Дайхман,  Ян ван ден Энде

Новый желтый

Илья Мутовин

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность

Хенрик Бресман,  Эми Эдмондсон

Как делать бизнес по совести

Макс Базерман,  Энн Тенбрансел

Редакция «Больших идей» продолжает публиковать еженедельный дайджест «Идеи для лидера». В нем собраны самые актуальные события последних дней: свежие исследования, опубликованные на научных площадках и ресурсах (MIT, Gartner, Deloitte, BCG, «Сколково», РАНХиГС, ВШЭ), стратегические новости компаний, важные назначения и занимательные публикации от предпринимателей, топ-менеджеров, исследователей и консультантов.

Жизнь СЕО

Компания Spencer & Stuart опубликовала отрывок книги Клавдия Хильдебранда и Роберта Старка «Жизненный цикл генерального директора». Авторы пишут, что большинство СЕО в начале карьеры имели серьезные недостатки, избавиться от которых им помогла упорная работа. Первый год с новым гендиректором — самый динамичный для компании, в этот период обычно она растет на 10% быстрее рынка. Это происходит из-за общего оптимизма и решений нового СЕО, легких в реализации и приводящих к быстрым результатам. На второй год работы наступает этап калибровки, 73% СЕО показывают более низкие результаты и только на третий год лидер начинает видеть, к чему приводят его самые первые решения. Этот период — время крупных инициатив и роста, когда доверие к руководителю усиливается. Впрочем, к концу третьего года около 25% генеральных директоров покидают эту должность, а к концу четвертого — 50%.

Как создать «единорога»

Профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев в своем LinkedIn (заблокирован в РФ) опубликовал результаты исследования, основанного на анализе 2507 американских компаний-«единорогов», о профессиональном опыте основателей. 22% фаундеров, чьи стартапы получили оценку $1 млрд и выше, были серийными предпринимателями, еще 20% — топ-менеджерами, покинувшими должности вице-президента или СЕО ради собственного проекта. Порядка 10% работали генеральными директорами в других компаниях, еще 9% — занимали должность СТО. Стребулаев выделяет и другие заметные роли — например, 13% основателей «единорогов» ранее были техническими работниками низшего и среднего звена: инженерами-программистами, разработчиками или аналитиками. Еще 7% — когда-то были менеджерами и 4% — были членами совета директоров.

Сложные отношения

Руководитель центра по лидерству и этике в Университете Дьюка, коуч Саньин Сян, в подкасте для MIT Sloan Management Review говорит о том, как лидеру улучшить напряженные отношения с коллегой. Справиться с конфликтом можно только восстановив доверие, и это первый шаг к решению проблемы. Сян предлагает начать с себя и представить, как должна выглядеть идеальная рабочая связь с этим человеком. После этого важно прояснить намерения коллеги — например, с помощью открытых вопросов: «Что ты имел в виду, когда сказал это Х?» Ведущая подкаста советует найти что-то ценное в работе коллеги и сообщить ему об этом, ведь регулярная и искренняя обратная связь  укрепляет доверие.

ИИ в маркетинге

Gartner выпустили исследование о том, как современные инструменты маркетинговой аналитики помогают директорам по маркетингу (СМО) доказывать ценность своих команд и связывать их усилия с результатами в бизнесе. Благодаря ИИ СМО теперь может обрабатывать больше источников информации, находить новые сегменты для развития бизнеса и выбирать наилучшие маркетинговые стратегии. В условиях общего снижения расходов на маркетинг команды могут показывать свою эффективность и защищать свои бюджеты с помощью качественной аналитики. Авторы исследования отмечают, что ставка на данные и аналитика могут помочь директору по маркетингу адаптироваться к изменениям и стать успешным на меняющемся рынке.

OpenAI против Open AI

Журналисты Bloomberg выпустили историю Гая Равайна, разработчика из Кремниевой долины, который зарегистрировал домен open.ai в 2015 году и создал компанию Open AI (с пробелом) еще до запуска OpenAI Сэма Альтмана и Грега Брокмана. Гай Равайн утверждает, что идея создать открытый генеративный искусственный интеллект принадлежит ему. Он рассказывал о ней — например, сооснователю Google Ларри Пейджу или ученому Питеру Норвигу. Сооснователь Siri Inc., которую в 2010 году купила Apple, Том Грубер рассказал Bloomberg, что помнит, как Гай предлагал ему вложиться в Open AI за несколько месяцев до появления компании Альтмана. Равайн узнал о возникновении OpenAI из новостей и устроил личную встречу с Грегом Брокманом с предложением объединить усилия. Однако предприниматели тогда не договорились, в 2022 году Сэм Альтман пытался выкупить домен open.ai и права на торговую марку. А спустя год OpenAI подала на Равайна в суд и выиграла дело, забрав и права на торговую марку, и домен.

Сделка с «Нетологией»

«Севергрупп» Алексея Мордашова продала образовательные платформы «Нетология» и «Фоксфорд» корпорации «Сбер», выяснил «Коммерсант». Сумму сделки оценивают в 4—6 млрд рублей. Представитель «Сервергрупп» подтвердил Forbes факт сделки со словами, что образовательные активы, которыми группа владела с 2017 года, были проданы в рамках стратегии с завершением инвестиционного цикла. Собеседник «Коммерсанта» на медиарынке предположил, что «Фоксфорд» и «Нетология» могут быть проданы АО «Новые возможности» — эта компания управляет бывшими медийными активами «Сбера», включая стриминговый сервис «Звук» и онлайн-кинотеатр Okko.

Экосистемный подход

Основатель AmoCRM Михаил Токовинин в своем YouTube-подкасте рассуждает о монополии. Предприниматель считает, что любой бизнес стремится к доминантному положению на рынке и это — нормально. «Как любой организм пытается всех убить и пытается оставить место на этой планете только себе, так же и любой бизнес. Он тоже пытается всех убить и оставить место на рынке только себе», — комментирует Токовинин. Поэтому многие объединяют разные направления своего бизнеса в одну экосистему, обслуживая как можно больше потребностей клиента. Но для этого в развитом обществе есть антимонопольное законодательство, которое в нужный момент должно вмешаться и разделить слишком разросшуюся компанию. Как это произошло в начале ХХ века с американской Standard Oil, принадлежавшей Джону Рокфеллеру.

Сам себе конкурент

Доля «Яндекс Go» в 2024 году достигла 96% на московском рынке такси, пишет РБК со ссылкой на весеннюю презентацию московского департамента транспорта. Еще 3% заказов приходится на сервис Drivee и 1% — на «Ситимобил» и «Максим». Источники издания отмечают, что на конец августа доля заказов была еще выше — до 99%. В феврале этого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заявляла о претензиях к алгоритму ценообразования сервиса «Яндекс Go». Еще спустя месяц глава ФАС Максим Шаскольский предупредил, что служба скоро начнет проверки компании за нарушение антимонопольного законодательства. О дальнейших проверках не сообщалось, в августе «Яндекс» запустил лоукост-агрегатор такси под брендом «Везет».