Почему Apple Pay не смогла повторить успех Alipay | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему Apple Pay не смогла повторить
успех Alipay

Что удалось китайской платежной платформе и не удалось Apple

Авторы: Би-Лянь Цюа , Иэн Гросс , Кристофер Перес

Почему Apple Pay не смогла повторить успех Alipay
Фото: Markus Winkler/Unsplash

читайте также

Почему в обвале китайского рынка нет ничего удивительного

Линда Юэ

Если друг — и не друг, и не враг, а… ваш босс!

Билл Джентри

Как cамому мотивировать себя, если вашему боссу явно не до этого

Джули Мосоу

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Еще до пандемии COVID-19 платформы мобильных платежей переживали бум в США и Китае. Apple Pay (США) и Alipay (Китай) кардинально изменили подход к сделкам, предложив надежные бесконтактные способы расчетов через мобильные телефоны. И хотя обе платформы растут, Alipay опережает своего американского конкурента: на конец 2019 года, по данным Bain & Company, только 9% американских потребителей перешли на Apple Pay против 81% в Китае у Alipay. С учетом численности населения стран, разница в количестве пользователей у Alipay в Китае и Apple Pay в США просто огромна. Какими факторами может объясняться этот разительный контраст?

Благодаря нашему обширному опыту работы с сектором финансовых услуг и платформенными компаниями мы обнаружили два основных движущих фактора успешного освоения платформ: 1) создание полезности для всех сторон процесса и 2) монетизация экосистемы, а не только продукта. Пока Apple Pay лишь немного удается первый пункт, а Alipay преуспевает в обоих направлениях. Руководство других платформ может взять эти примеры на вооружение.

В ApplePay все внимание уделено потребителю

Привитая Стивом Джобсом культура неотступного внимания к качеству клиентского опыта была определяющей и для разработки системы Apple Pay, выведенной на рынок в 2014 году. Идея проста: Apple Pay посредством сигналов беспроводной связи ближнего действия с шифрованием (NFC-технология) взаимодействует с кассовыми терминалами, и у пользователей есть возможность использовать iPhone вместо кредитной карты. Казалось бы, Apple Pay предложила новое клиентское качество, решение будущего, надежное, простое и быстрое: NFC-технология работает с высокоскоростной связью, и для подтверждения операции можно использовать отпечатки пальцев, что позволяет существенно снизить вероятность мошенничества. Но для среднего американского покупателя при расчетах в магазине Apple Pay обеспечивает выигрыш всего в несколько секунд и в этом смысле лишь немного отличается по удобству от дебетовой или кредитной карты.

В Apple меньше задумывались о взаимовыгодном сотрудничестве с банками и торговыми организациями. Рассчитывая на быстрое освоение возможностей платформы пользователями, Apple сразу попыталась монетизировать свое предложение и взимала с банков и эмитентов около 0,15% с каждой транзакции через Apple Pay в дополнение к стандартной комиссии по пластиковой карте, составляющей от 1,15% + $0,05 до 3,15% + $0,10 с операции. Получается, что переходить на новую технологию было не очень выгодно, особенно если учесть еще и расходы на оборудование торговых точек NFC-терминалами, что добавляет к издержкам еще от $1 тыс. до $2 тыс. с учетом необходимого программного обеспечения и обучения персонала. К моменту запуска Apple Pay лишь около 10% кассовых терминалов поддерживали технологию бесконтактных платежей NFC, и финансовые сложности для торговых компаний и ограниченная полезность для клиентов сдерживала освоение нового сервиса.

В 2019 году, спустя пять лет после запуска, рост Apple Pay на домашнем рынке был все таким же медленным: лишь около 6% покупателей при наличии возможности рассчитываться с помощью Apple Pay в магазинах выбирали такой способ платежа, несмотря на то что почти все кассовые терминалы уже поддерживают технологию NFC. Есть все основания полагать, что количество пользователей значительно увеличилось в период пандемии, но, чтобы выйти на уровень доминирования Alipayв Китае, потребуются годы стремительного роста.

В Alipay ориентировались на полезность не только для потребителей, но для всех участников расчетов

Система Alipay, отделившаяся в 2011 году от Alibaba и в 2014-м перешедшая в Ant Financial (сейчас Ant Group), возникла из потребности в надежном проверенном механизме расчетов за товары на площадках онлайн-торговли Alibaba. Alipay стала решением в этой ситуации, но стратегия бизнеса не ограничивалась только платежами.

В Alipay с торговой компании взимается комиссия в размере 0,6% с каждой транзакции, что примерно вдвое меньше комиссии за обслуживание платежей по кредитным картам на местном рынке. И хотя для продавцов это более дорогой вариант в сравнении с наличным расчетом, частое использование Alipay позволяет рассчитывать на рост продаж. Мало того, для торговых компаний расходы на внедрение Alipay крайне низки, поскольку не требуются технологии NFC-связи или других специализированных торговых систем. Работа системы строится на QR-кодах, а для их использования при совершении покупки достаточно камеры и подключения к интернету. 

В Alipay избрали другой подход к созданию полезности и монетизации платформы по сравнению с Apple Pay. С продавцами делились самыми разными наработками в исследовании потребительских предпочтений, чтобы те предлагали новые сервисы и устраивали адресные промоакции бесплатно. Ant Group работала с продавцами и покупателями, использующими Alipay, чтобы повысить уровень безопасности и минимизировать убытки. Это давало продавцам перспективы дополнительной прибыли и снижение риска. Малый и средний бизнес начал активно осваивать Alipay ради привлечения новых заказов при минимуме инвестиций. С 2014 по 2018 год количество торговых компаний, принимающих платежи с Alipay, выросло приблизительно с 1 млн до 30 млн, то есть с платформой стали работать около 70% торговых компаний в Китае.

По мере роста Alipay у Ant Group появилась возможность использовать аккумулируемые в процессе данные для выстраивания новых партнерских отношений и предложения новых сервисов с потенциалом монетизации. Через Alipay совершаются расчеты в объеме триллионов долларов — против миллиардных оборотов Apple Pay. Используя поступающие данные о платежах, Ant Group предлагает кредитные карты и услуги управления финансами. Для малых и средних торговых предприятий предусмотрены небольшие краткосрочные кредиты. Компания предлагает продукты, которые в обычных условиях не всегда доступны целевому сегменту пользователей — тем выше их полезность. На волне успеха стоимость Ant Group выросла с $75 млрд в 2016 году до $200 млрд всего четыре года спустя.

Уроки для новых платформ

Разумеется, в этой истории есть свои оговорки. Во-первых, в сфере мобильных платежей есть существенные различия между рынком США и Китая. Например, в Китае происходит стремительный переход от использования наличных к мобильным расчетам, тогда как в США — от кредитных карт к бесконтактной технологии, к которой относятся мобильные платежи и кредитные и дебетовые карты с функцией оплаты в одно касание. Мобильный интернет в Китае развивался намного быстрее, чем в США, и мобильные платежи были логичной частью этого развития. Кроме того, стремительный рост китайской экономики подстегивает развитие компаний на китайском рынке платежей, в том числе основного конкурента Alipay — WeChat Pay.

Меняются и предпочтения клиентов. До COVID-19 многих потребителей и торговых операторов в США интересовала скорость, удобство и надежность операций. Теперь важнейшие соображения — здоровье и безопасность, и многие более активно переключаются на бесконтактные платежи. В этих условиях Apple Pay выступает уже как решение другой проблемы, не той, для которой продукт был изначально задуман. 

С этим очевидным на сегодня изменением в клиентских предпочтениях компаниям может быть важно пересмотреть свое понимание полезности. Урок для руководителей платформ, соответственно, сводится к двум следующим идеям. Во-первых, руководство должно заботиться о ценности и полезности своего предложения для всех работающих с платформой сторон. Для этого нужно прорабатывать все первоочередные болевые точки, которые к тому же со временем могут меняться. Во-вторых, руководство платформ должно монетизировать не просто продукт, а экосистему, стараясь при этом не создавать нагрузку для клиентов по ту или другую сторону платформы и не тормозить переход на ее использование. Учитывая опыт мобильных платежей и основные движущие силы в освоении продукта рынком, руководство платформ в других отраслях может стремиться стать для клиентов скорее Alipay, чем Apple Pay.

Об авторах

Иэн Гросс (Ian Gross) — руководитель коммерческой службы и стратегии продаж в LinkedIn, участвует в развитии направления Marketing Solutions. Более десяти лет занимается исследованиями в США и Китае, работает в качестве консультанта с компаниями из списка Fortune 500 и платформенными проектами.

Кристофер Перес (Kristofer «Kriffy» Perez) более десяти лет работает с ведущими банками и розничными компаниями в Европе и в Северной и Южной Америке в качестве консультанта по стратегии использования платежных решений. Активно занимается инновациями в сфере технологий, меняющих жизнь общества. Работал с Visa, MasterCard Advisors, Boston Consulting Group, IBM. В его послужном списке более 120 проектов в восьми странах. Окончил Лихайский университет по направлению «инженерная механика», получил MBA в Школе бизнеса Штерна Нью-Йоркского университета.

Би-Лянь Цюа (Bee-Lian Quah) — ассоциированный партнер IBM, работает с клиентами над проектами в области цифровых технологий. В основном занимается сектором финансовых услуг и стратегиями создания продуктов, способных обеспечить новое качество клиентского опыта и опыта взаимодействия с сотрудниками и партнерами. Окончила программы MBA в Школе бизнеса Фукуа при Университет Дьюка и получила степень бакалавра наук в области образования (B.S.E.) по направлению биоинженерии в Университете штата Аризона.