Творец не нужен? | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Творец
не нужен?

Творец не нужен?

читайте также

Покер вместо плана: как работают интернет-маркетологи

Арсен Исрапилов

Без лишних слов: что делать, если подчиненные требуют от вас чрезмерного общения

Ребекка Найт

Великие лидеры знают свои недостатки

Рон Каруччи

Угождайте женщинам

Кейт Сейр,  Майкл Сильверстайн

Сооснователь Pixar Эд Кэтмулл уверяет, что создавать один маленький шедевр за другим киностудии помогает особая атмосфера. В своей статье «Pixar: сила коллективного творчества», которая вышла в октябрьском «HBR — Россия», Кэтмулл раскрывает секреты творческой кухни знаменитой студии. Но можно ли с Pixar брать пример? Да и нужно ли? Оказывается, это не такие уж и глупые вопросы.

Андрей Свириденко, президент и основатель группы компаний SPIRIT

Кэтмулл пишет об очень важных вещах: конечно, творческий климат имеет огромное значение. Другое дело, что в России мало инновационных компаний. Поэтому, даже если мы отвлечемся от углеводородов и посмотрим на сектор ИКТ, у тех, кто зарабатывает там ­сотни миллионов долларов, инноваций нет. Большие компании покупают на Западе даже не технологии, а готовые решения, оборудование и софт. Они копируют уже успешные (то есть старые) бизнес-модели, продукты и ­сервисы. Свои инновации им незачем. На пер­вом месте работа с госу­дарством, захват бизнесов, логистика, таможня, снижение налогов, умение выигрывать гостендеры.

Неудивительно, что с творческой культурой, даже в ИКТ, дело об­стоит плохо. Она никому здесь пока не нужна.

В корпорациях царит команд­но-административный стиль управления и финансовый диктат. Творческой атмосферы там нет, о новых технологиях и инновациях речи быть не может. Общаешься с президентом такой корпорации, пытаясь донести новатор­скую идею: вроде бы понимает. Начинаешь говорить то же вице-президенту — натыкаешься на стену, он заточен только на исполнение ­управленческих функций. Моего знакомого вице-президента Yahoo можно встре­тить посреди офиса в футболке и кедах, чеканящим мяч. Трудно себе представить подобное в офисе российской корпорации.

Пока у нас нет настоящей конкуренции, компании не будут видеть выгоды от инноваций, а значит, им не нужна будет креативная атмосфера. Это видно на примере отраслей, в которых конкурентное давление есть. Взять торговые сети. Рынок здесь насыщен, и вот результат: все строят большие красивые супермаркеты с бесплатными парковками, внедряют системы управления, ­заботясь об удобстве посетителей, и даже снижают цены. Конкуренция!

Также читайте блог Андрея Свириденко, который он готовит специально для нашего сайта

Артем Юхин, директор по венчурному финансированию ИК «Тройка Диалог», сооснователь компаний A4Vision и Artec Group

Лично мне подход Кэтмулла близок. Более того, при всей своей уникальности модель Pixar ­отлично подходит для бизнеса. ­Модели ведь могут быть разными: в стандартной «корпоративной» люди — винтики, в «пиксаров­ской» — творческие личности.

Но, разумеется, Pixar не просто компания, поскольку она создает произведения искусства. В мире кино таких студий — где процветает коллективное искусство — вообще всего две: Pixar да Gilby. Но с точки зрения бизнеса студия очень напоминает мне классических обитателей Кремниевой долины. Забавно, что Pixar даже находится не в Голливуде, а чуть севернее, почти в ­­Сан-Франциско.

И то, о чем пишет Кэтмулл, — на сто процентов дух классического стартапа. В моей области, индуст­рии высоких технологий, нацеленность на создание творческой команды — безоговорочно верный выбор. Это ясно любому, кто хоть как-то приобщился к этой старой атмосфере стартапа. Сейчас модно говорить о новой экономике. Так вот, основной актив компаний будущего, высокотехнологичных бизнесов — не патенты, и уж точно не скважины, и не гектары, а люди. Пока это понимают не все. В последнее время я вижу много новоявленных венчурных инвесторов. Покупая компанию, они радуются, если им удалось выторговать у основателей долю побольше и оттеснить их от управления. Для профессионального венчурного капиталиста это — абсурд. Сегодня он купит 99% бизнеса, а завтра команда встанет и уйдет, оставив его ни с чем. Любая технология устаревает максимум за год, а патент всегда можно обойти. Профи все это ясно видит, и он первым делом печется о команде. Первичны носители идеи — люди. Об этом и пишет основатель Pixar, и я готов подписаться под его словами.

Сергей Сельянов, кинопродюсер, сооснователь компании СТВ и студии анимационного кино «Мельница»

Я с удовольствием прочитал статью приятного и близкого мне по философии человека. Но особых поводов для полемики я, честно говоря, не увидел. Все правила жизни Кэтмулла абсолютно применимы и в других студиях, многим мы следуем у себя. Это то, что раньше называлось «бизнесом с человеческим лицом».

Говоря о нашем бизнесе, нужно иметь ввиду, что бывают штучные продукты, например та же анимация, а бывают поточные, скажем сериалы для ТВ. И управление в этих двух случаях ­будет очень сильно различаться.

Не знаю, возможно ли, да и нужно ли ­вообще управлять массовыми проектами так, как об этом пишет Кэтмулл. Заметьте, Pixar — один из лидеров своей индустрии — за тринадцать лет выпустил всего восемь или девять картин. Не так уж много — насколько я знаю, одновременно в этой огромной студии работают максимум над двумя-тремя фильмами.

То есть ни о каком конвейере и речи не идет, а в таких условиях поддерживать творческую, ­семейную атмосферу гораздо проще. ­Вероятно, этим и объясняется успех студий, подобных Pixar, делающих ­штучные вещи. Потому что, как только дело ставится на поток, творческий уровень неминуемо снижается. ­Другие задачи — другие способы.

С одной стороны, лично для меня творческий принцип а-ля Pixar — естественный и наиболее комфорт­ный. Но с другой — успех ­приносят разные принципы. Вполне ведь может быть, что где-нибудь сидит гениальный тиран, который управ­ляет только директивами, и ­продукт получается замечательным лишь в силу его личной ­одаренности. Думаю, бывает по-разному.