4 ошибки в области дизайна, которые не следует совершать никому | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

4 ошибки в области дизайна, которые не следует
совершать никому

Организации по всему миру все шире используют дизайн как инструмент для стимулирования роста и инноваций.

Автор: Женан Рае

4 ошибки в области дизайна, которые не следует совершать никому

читайте также

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Экзамен для лидера

Елена Евграфова

Найти жизнь за воротами

Павлов Сергей

«Есть важное дело»: как правильно отвлекать сотрудников от их работы

Элана Фелдман

Организации по всему миру все шире используют дизайн как инструмент для стимулирования роста и инноваций. В основном это явление можно считать положительным: участие дизайнеров сделало товары, услуги, программное обеспечение и окружающую обстановку лучше как для потребителя, так и для компаний. Но все еще остается множество организаций, которые совершенно не понимают роли дизайна, или в лучшем случае понимают ее лишь частично, когда речь заходит о том, чтобы сделать его интегрированной бизнес-функцией. В своем опыте я сталкивалась с четырьмя самыми большими и самыми распространенными ошибками, саботирующими усилия по интеграции дизайна в деятельность корпораций.

Перетягивание каната. Когда компании принимают решение нанять больше дизайнеров, особенно на менеджерские позиции, у этого зачастую бывает одно незапланированное последствие: битва между вновь нанятыми сотрудниками и недизайнерами, которые привыкли принимать де-факто дизайнерские решения. Особенно часто это люди, отвечающие за управление брендами, дистрибуцию и НИОКР в крупных компаниях, производящих упакованный ширпотреб. Подобное перетягивание каната происходит потому, что те, кто раньше принимал решения, не хотят уступать бразды правления (намеренно или из-за глубоко укорененных в корпоративной политике компании процедур).

Таким образом, сводится на нет всякий смысл привлечения к работе профессиональных дизайнеров. Что наносит ущерб и корпоративной культуре, и дизайнерским решениям, и реальной капитализации бренда.

Я видел классический пример подобной истории, когда вице-президент по НИОКР был одержим идеей использования новой технологии, позволяющей товару в упаковке выглядеть «скрученным», как мягкое ванильно-шоколадное мороженое из автомата. Несмотря на то, что менеджер по дизайну восклицала, что это «Ужас-ужас-ужас!» для бренда, к ее словам попросту не прислушались и товар все-таки выпустили на рынок — разумеется, ценой огромных издержек. Результат: продукция не имела успеха и в конце концов была отозвана с прилавков.

Неучастие дизайнеров в принятии основных решений. В некоторых компаниях, например, в Microsoft, работают сотни талантливых дизайнеров, которые оказывают весьма незначительное влияние на выбор стратегического направления корпорации по двум главным причинам. Одна из них — неправильное место этих специалистов в организационной структуре, другая — выполнение ими функций, не приносящих ценности с точки зрения фирмы. В случае с Microsoft, дизайн в этой компании никогда не был равнозначен работе инженеров или маркетологов. В результате голос дизайнеров в ней всегда был еле слышен, а различные заинтересованные стороны и потребители ломают голову над тем, почему такая богатая и «умная» компания производит такое нескладное программное обеспечение, в который раз разочаровывая клиентов и упуская возможности на рынке.

Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи

Чтобы дизайн приносил максимальную пользу в сложной корпоративной среде, очень важно, чтобы у его представителей всегда было место за столом, где принимаются стратегические решения для компании. Необходимо, чтобы стратегический выбор и его практические последствия могли напрямую и в режиме реального времени обсуждаться с креативным директором, ответственным за воплощение этих направлений. Разумеется, в любой крупной организации есть множество рутинной исполнительской работы для дизайнеров, но если держать их только на обслуживающих ролях, это практически уничтожает их возможность внести реальный вклад в общее дело.

Феномен «пробного шара». Некоторые компании начинают реформы в области дизайна, но останавливаются после первого же шага. Например, корпорация General Electric неплохо продвинулась в области дизайна, решив инвестировать в него больше средств и ресурсов. Но усилия компании в основном сосредоточились на подразделениях, обращенных к потребительской сфере (товары и приборы для здоровья), вместо того чтобы инкорпорировать дизайн как ключевую бизнес-функцию для всей организации. Большинство творческих решений и находок для оборудования, панелей управления и программного обеспечения в подразделениях В2В до сих пор выполняется рядовыми инженерами.

«Умные» потребительские компании вроде Google и Apple задают определенный тренд: они сильно влияют на ожидания клиентов, и те хотят получить простые и «интуитивные» интерфейсы. В такой обстановке не может преуспеть тот, кто думает, что в некоторых сферах можно обойтись без хорошего дизайна. Теперь уже все потребители «избаловались» и хотят иметь продуманные дизайнерские решения на каждом шагу, и те, кто еще не осознал эту новую реальность, рискуют крупно проиграть. Ральф Спет, гендиректор Jaguar, недавно очень точно выразил это, сказав: «Если вы думаете, что хороший дизайн дорого стоит, посмотрите на то, во сколько вам обойдется плохой дизайн».

Явление «тяни-толкай». Чтобы стать современной организацией, ставящей дизайн на должное место, требуется постоянно уделять внимание созданию необходимой культуры и организационной среды, которые будут стимулировать творчество, командный дух и процессы внедрения решений. Из-за креативной сущности и особых функциональных требований дизайна это не реализуется за один день. Один мой знакомый креативный директор, которому поручили пересмотреть роль дизайна в компании, недавно высказал своему совету директоров, что он затевает марафон, а не спринт. Тем самым он дал понять, что совершенство в дизайне не достигается моментально.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Худший из виденных мною сценариев, это когда по какой-то причине топ-менеджеры резко загораются идеей дизайна, а потом также резко остывают, отбирая нужные ресурсы, гася динамику и распыляя с таким трудом найденные таланты и ноу-хау. Например, под началом бывшего гендиректора HP Карли Фиорины компания начала слаженные усилия по развитию функции дизайна, наняв творческих руководителей, пересмотрев инженерные процессы, изменив сами стандарты разработки брендов и категории оценки эффективности. Эти усилия дружно свелись на «нет» несколькими последующими гендиректорами, не разделявшими энтузиазма Фиорины.

Невозможно быть хорошим лидером в сфере дизайна, если каждые несколько лет нужно начинать все с начала. Более того, если компания нажила себе репутацию «тяни-толкая» в области дизайна, ей будет все труднее искать талантливых сотрудников в этой сфере. Никто не хочет, чтобы его усилия пропали впустую, даже за достойное вознаграждение.

Мой прогноз таков: скоро всем, включая Уолл-Стрит, станет ясно, что для успешной конкуренции компании должны овладеть искусством современного дизайна. Представьте себе, что вопрос аналитика «Что ваша фирма делает в области дизайна?» поставил вашего генерального в тупик. Ваша фирма просто не может себе позволить, чтобы молчание было ответом на этот вопрос.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена