Концепция светлого будущего или повседневная реальность? | Большие Идеи

・ Управление инновациями

Концепция светлого будущего или
повседневная реальность?

Вопрос необходимости применения ИТ сегодня ограничивается лишь полетом фантазии.

Автор: Сергей Карпов

Концепция светлого будущего или повседневная реальность?

читайте также

В ожидании катастрофы: чему специалисты по ЧС могут научиться у бизнеса

Андреа Джекман,  Марио Берувидес

Три испытания для супругов-карьеристов

Дженнифер Петрильери

Идеи для лидера: нелинейный путь лидера, требования к топ-менеджерам и сопротивление изменениям

Cоветы для тех, кто работает с утра до ночи и ничего не успевает

Элизабет Грейс Сондерс

Несколько лет назад утверждение «ИТ везде» (от англ IT is everywhere) часто упоминалось как концепция светлого будущего. Однако сегодня, как мне кажется, — это отражение нашей повседневной реальности. Сейчас невозможно назвать индустрию, где не нужны ИТ, особенно когда мы подразумеваем увеличение эффективности или появление качественно нового сервиса или продукта.

Давайте рассмотрим простой пример: представьте, что работаете массажистом, работаете с людьми и технологии вам не особо интересны, да и не очень нужны в ежедневной рутиной деятельности. Но если вы работаете с пациентом постоянно, то наверняка замечаете какие-то изменения показателей здоровья, которые можно было бы отслеживать с помощью технологий и аналитики данных. Что в свою очередь смогло бы сильно облегчить постановку диагноза и подбор лечения. Конечно, такой пример примитивен, но он показывает как ИТ могут увеличить или даже изменить получение или применение того или иного сервиса и/или продукта.

Вопрос необходимости применения ИТ сегодня ограничивается лишь полетом фантазии. У преуспевающих компаний не осталось вопросов: нужны ли им ИТ или нет? Но появились новые задачи — бизнес хочет знать, что привнести в предприятие, чтобы оно стало эффективней и конкурентоспособней.

Именно к таким изменениям подталкивают бизнес-среду современные общество и экономика. Каждый день, используя бытовые сервисы, мы должны получать от них что-то дополнительное. Опыт дополненной комфортом реальности.

Читайте материал по теме: Действительно ли технологии помогают нам лучше работать?

Достаточно рассмотреть одну, совершенно нетехнологичную сферу нашей жизни. Возвращаясь из-за границы, люди часто сталкиваются с желанием вернуть НДС Евросоюза. Раньше этот процесс происходил следующим образом: необходимо было прийти в кассу и получить НДС наличными деньгами или отправить письмо, на основе которого налоговый сбор переводился на банковский счет. Сегодня же во многих аэропортах стоит специальное устройство, которое считывает данные пластиковой карты, что освобождает от писем и походов в банк, и через пять рабочих дней на счет банка приходит тот самый НДС. Это изменение последних 2—3 лет может показаться мелочью, но оно доказывает, что на сегодняшний день ИТ проникло во все сферы жизни.

Именно такие мелочи и составляют нашу повседневную жизнь, и на их изменение и должны быть направлены современные ИТ. Поэтому, на мой взгляд, следующий прорыв будет не в традиционных отраслях, где ИТ есть, а в отраслях, где ИТ нет. Так как такой скачок в этих сферах жизни общества будет гораздо более заметный, чем те изменения, что происходят сегодня в телекоме или в банковской сфере.

Конечно, здесь нельзя не упомянуть о медицине как об одной из индустрий и самых значимых частей жизни, где технологии каждый год совершают невероятный прорыв. Представьте, как анализ данных сможет изменить историю болезней и медицинскую карту. Та же расшифровка ДНК уже способна показывать известные типы аллергий и заболеваний на генетическом уровне, что значительно упрощает и составление плана лечения, и дальнейшую жизнь пациента. ИТ меняет мир вокруг нас, а значит, меняет и нас.

Такое повсеместное распространение и улучшение жизненно важных привычных сервисов имеет и ряд серьезных последствий, как законодательного, так и социально-психологического характера. И если о проблемах и последствиях законодательного характера говорить пока сложно, несмотря на то что, законы уже меняются порой достаточно динамично (можно вспомнить уже хрестоматийный пример Uber и его политику на разных континентах), то изменения психологического уровня отслеживаются гораздо проще уже сегодня. В Европе, например, за последние 15—20 лет поведение людей на улице сильно изменилось. Каждый прохожий знает, что его шаги зафиксированы на камеры наблюдения, и в случае правонарушения наказание будет необратимо. И если для нас, для людей нашего поколения, эти изменения будут казаться чем-то непривычным, то для будущих поколений они уже будут нормальным явлением, зафиксированным на ментальном уровне.

Читайте материал по теме: Интернет-платформы — новая модель самоорганизации людей

Не стоит также забывать, что время приватности кончилось, и поделившись личной информацией в сети, мы открываем ее всем страждущим. И, конечно, это хорошо, если речь идет о предотвращении преступных действий. Как пример можно вспомнить все те же камеры или набирающие популярность датчики интернета вещей, которые могут работать и в качестве треккингового оборудования для слежения за детьми, и в качестве систем безопасности (например, подавать сигнал при несанкционированном доступе в вашу квартиру или ящик рабочего стола).

Но насколько мы хотим делиться этой информацией и что может произойти, если она попадет не в те руки? Хотим ли мы, чтобы представители торговых сетей, социальных медиа, спецслужб знали о нас больше, чем наши друзья, и какие последствия это привнесет в нашу жизнь? На эти вопросы нам лишь предстоит ответить.