Поймать волну: как вырастить инновации | Большие Идеи
Управление инновациями

Поймать волну: как вырастить инновации

Андрей Байков
Поймать волну: как вырастить инновации

«Инновации — слишком хлопотное, затратное и рискованное дело, особенно если бизнес процветает и без них», — сегодня такое представление об изменениях безнадежно устарело. Если раньше под инновациями подразумевали нечто технологически революционное вроде iPhone или гибридного автомобиля, то сейчас внедрение инноваций — это прежде всего индивидуальная цифровая трансформация бизнеса или методов управления. Сегодня успешному бизнесу недостаточно продвигать товары и услуги обычными методами. Для коммуникации с потребителями нужно разрабатывать новые цифровые продукты и каналы. Многочисленные примеры удачного внедрения инноваций показывают — оставаться в лидерах сегодня можно только на волне digital-технологий.

Новые продукты нельзя создать старыми методами. Необязательно кардинально трансформировать структуру всего бизнеса, но необходимо обеспечить благоприятные условия для поиска и реализации новых идей и нестандартных решений внутри компании. Для этого требуется создать четкую стратегию внедрения инноваций, перестроить внутренние процессы в компании и оптимизировать затраты. Вот несколько шагов к внедрению инноваций в практику успешного бизнеса.

Обозначить границы экспериментов. Молодая растущая фирма похожа на катер, а корпорация с миллионными оборотами — на огромный лайнер. Чтобы сменить курс, им требуется разное время и затраты. На начальном этапе важно обозначить границы экспериментов с новыми технологиями. От внедрения инноваций не должен зависеть основной бизнес. По статистике, более 70% инноваций не приносят компаниям ожидаемой прибыли, а неправильные ставки на технологии ведут к банкротству (вспомним Nokia) или неэффективной растрате ресурсов.

Яркий пример — использование технологии краудсоринга в политике. Барак Обама во время предвыборной кампании распространял в соцсетях «Книгу предложений». В нее избиратели могли вносить любые законодательные инициативы. В результате не было получено ни одного толкового предложения. Избиратели фокусировались исключительно на локальных проблемах и не могли предложить всеобъемлющих решений. При этом открытый коллективный труд над «Википедией» или разработка программного обеспечения Linux принесли колоссальные плоды. Оказалось, что законотворчество требует большей медлительности и вдумчивости, но спасибо Обаме за попытку внедрить инновации в этот процесс.

Интересно, что с внедрением инноваций сложнее всего обстоит дело у среднего бизнеса. Крупной компании с устойчивыми финансовыми показателями легче выделить процент бюджета на развитие инноваций. Небольшим фирмам тоже приходится постоянно экспериментировать и искать новые решения, чтобы остаться на плаву. А вот для большинства компаний из среднего сегмента сложно определить, как и сколько тратить на новые технологии — просчитать экономический эффект от этого невозможно. Инновационные проекты нужно планировать так, чтобы выделить для их реализации достаточно ресурсов и средств, но при этом не подвергать риску основной бизнес.

Создать творческий климат. Пространство инноваций —  это творческая лаборатория, где любая, даже самая, на первый взгляд, безумная идея, достойна осмысления и обсуждения. Эти идеи могут приходить извне – например, от клиентов, или изнутри, от сотрудников. Атмосфера творческого драйва постепенно проникает во все уголки компании и незаметно, но последовательно ведет к технологическим находкам. Они, в свою очередь, выводят весь бизнес на новый уровень и позволяют создавать принципиально новые продукты и услуги.

Американская Amazon инвестирует огромные средства в инновации. При этом большая часть из них не окупается немедленно, а тратится на смелые эксперименты вроде доставки товаров с помощью дронов или печати локальных заказов на 3D-принтерах. Цель этих экспериментов — сохранение лидерства компании в ритейле. Стратегия инвестиций — «поймать волну» в изменении потребительских привычек или в способах ведения бизнеса (в логистике). По той же причине Alibaba Group инвестирует $15,2 млрд в логистические технологии. Инвестиции используются для развития интеллектуального складирования, интеллектуальной доставки и глобальной логистической инфраструктуры. Google воспитал внутри компании целую культуру стартапов. Небольшие индивидуальные проекты сотрудников дали жизнь таким решениям, как Gmail, AdSense и Google Cardboard

В создании инновационной атмосферы главное — с самого начала понять, сколько сил и средств компания готова затратить на развитие своего человеческого и творческого потенциала. А уже затем начать экспериментировать.

Заручиться поддержкой руководства. В любом инновационном проекте роль топ-менеджмента компании и лично генерального директора — ключевая. Заинтересованность руководства подкрепляется не только материально. В идеале руководитель компании должен участвовать в мозговых штурмах и рабочих встречах по разработке инновационных продуктов, вникать в детали, задавать вопросы и быть вдумчивым арбитром в творческих спорах. Он главный стейкхолдер проекта, который помогает новой команде преодолеть административные барьеры.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Ту ли проблему вы решаете?
Томас Уэделл-Уэделлсборг
Путеводитель по будущему
Марина Иванющенкова