Шесть признаков успешной цифровой трансформации | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть признаков успешной
цифровой трансформации

Какие компании готовы принять вызов цифровой эпохи

Авторы: Жак Бугин , Танги Кэтлин

Шесть признаков успешной цифровой трансформации
Joshua Sortino / Unsplash

читайте также

Избавьтесь от синдрома самозванца

Манфред Кетс де Врис

Вы прошли программу развития лидерских качеств. Что дальше?

Mайкл Уоткинс,  Бренда Стейнберг

Торговцы добродетелью

Нассим Талеб

Взять клиента под опеку и довести до покупки

Дэвид Эдельман ,  Сингер Марк

Технологические инновации коренным образом изменили бизнес-ландшафт за последние два столетия: от изобретения паровых двигателей до захвата рынка радиальными шинами. Исследование, проведенное McKinsey & Company и Глобальным институтом McKinsey, показывает, что цифровизация оказывает не менее радикальное воздействие на деловую среду. В частности, наше исследование демонстрирует, как цифровизация может отрицательно сказаться на компаниях, игнорирующих цифровые инновации, вполовину снижая рост их выручки и на треть сокращая рост их прибыли до выплаты процентов и налогов.

Однако еще не поздно избавиться от цифрового проклятия и встать на более прибыльную траекторию развития, если компании готовы и могут инвестировать в цифровые технологии больше, чем их конкуренты. Необходимо перейти в наступление, пересмотрев направления своей деятельности и укрепив их с помощью новых бизнес-моделей. Так, разумным был бы выбор платформенной модели, которая позволяет зарабатывать на посредничестве (например, между поставщиками и потребителями). Это решение дает возможность получать повышенный доход в индустрии, изменившейся под влиянием подрывных инноваций.

Несмотря на продемонстрированные преимущества подхода, который мы называем «цифровой реорганизацией», лишь немногие компании используют его в полной мере. Наше исследование 2016 года показало, что всего 16% компаний предприняли шаги к реорганизации, то есть реструктурировали свой бизнес-портфель (отказавшись от слабеющих направлений и расширив более прибыльные) и инвестировали больше своих конкурентов в агрессивную цифровую стратегию, основанную на платформенной модели. Данные, полученные нами от 1650 компаний по всему миру в рамках более позднего исследования (середина 2017 года), по-прежнему подтверждают, что менее 20% компаний идут путем «цифровой реорганизации». Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на предупреждения экспертов, большинству компаний не удается адаптироваться к условиям цифровой эры.

Наше новое исследование посвящено тому, как способствовать более частому (и более прибыльному) проведению цифровых реорганизаций. Мы обнаружили шесть важных и статистически надежных факторов, позволяющих предсказать с высокой долей вероятности, что компания встанет на путь реорганизации. Мы приводим их в порядке важности.

1. Готовность к приближающейся турбулентности. Чаще всего компании страдают от подрывов индустрии из-за того, что не обращают внимания на признаки турбулентности. Те же компании, которые понимают, насколько цифровизация может изменить ситуацию, больше других стремятся перейти в наступление. Компании, занятые в наиболее продвинутых цифровых отраслях, таких как высокие технологии, уже ощутили давление цифровизации и более склонны занять наступательную позицию. В процессе исследования мы обнаружили, что четверть высокотехнологичных компаний уже начали действовать: они делают это в 2,5 раза чаще, чем компании из других отраслей. Для сравнения: среди представителей автоиндустрии мы обнаружили вдвое меньше компаний, вступивших на путь цифровой реорганизации.

Еще интереснее выглядят различия внутри отраслей, когда компаниями движет ощущение риска. В индустрии высоких технологий, когда компании приходят к выводу, что их текущая модель больше не жизнеспособна и должна быть полностью изменена (в противоположность внесению незначительных изменений), они проводят цифровую реорганизацию на 40% чаще, чем в среднем по отрасли. Эта «точка кипения» разнится от сектора к сектору: высокотехнологичные компании часто совершают прыжок, когда каннибализация угрожает 25% их выручки; компании из банковской сферы — когда риск каннибализации составляет около 35%. В любом случае в этот момент решения о цифровизации принимаются сравнительно легко.

2. Понимание всех рисков, не только рисков со стороны стартапов. Компании-старожилы часто совершают ошибку, следя за сигналами турбулентности, исходящими лишь от новых на рынке цифровых фирм. Но на каждый цифровой стартап часто приходится компания, находящаяся в процессе реорганизации.

Представьте себе фирму с девятью конкурентами. Один из них — цифровой стартап из той же отрасли, второй — цифровой стартап из смежной отрасли, остальные семь — это компании-старожилы. Этот пример нельзя назвать чисто гипотетическим, он основан на оценке типичной отраслевой структуры, сделанной на основе наших данных. Компании обычно сталкиваются со смешанной конкуренцией, включающей традиционных конкурентов, новых игроков в их отрасли и новые компании из смежных отраслей. Однако мы также обнаружили, что в среднем трое из традиционных конкурентов с большой вероятностью уже участвуют в цифровизации, а один из них находится на стадии цифровой реорганизации.

В целом это означает, что на рассматриваемую нами компанию наступают не один, а три цифровых игрока, и один из «нападающих» — хорошо знакомый конкурент, решивший порвать с принятым в отрасли поведением (такой процесс иногда называют «эффектом черной королевы»). Кроме того, чем выше цифровизация отрасли, тем чаще ее участники начинают цифровую реорганизацию. Если в среднем на отрасль приходится три «нападающих», то в индустрии высоких технологий этот показатель составляет 5,5, то есть более 50% от всех конкурентов.

Для корпорации, которая хочет начать реорганизацию, разумным было бы не только следить за новыми цифровыми компаниями, но и не упускать из виду привычных конкурентов, завершивших цифровую реорганизацию, а также компании, выходящие за рамки своей отрасли.

3. Двойное наступление: основное и дополнительные направления. Сегодня многие компании стремятся сперва защитить свой основной бизнес и только затем переходить в наступление с помощью диверсификации. Типичная компания тратит всего около 30% ресурсов на деятельность, выходящую за рамки ее основного направления. Компании же, вставшие на путь цифровой реорганизации, выделяют равное количество ресурсов на пересмотр своей ключевой бизнес-модели и развитие дополнительных направлений.

Тем не менее в ходе исследования мы увидели, что уделять все внимание дополнительной деятельности было бы ошибкой. Во-первых, диверсификация может привести к замедлению роста выручки и (в меньшей степени) прибыли, так как компаниям требуется время для наращивания присутствия в каждой новой области. К тому же, активы и компетенции компаний за пределами привычного рынка недостаточно обширны и стабильны. Во-вторых, как мы уже отмечали, для многих компаний основные направления бизнеса остаются «хлебом насущным», а цифровая реорганизация поможет добиться более стабильного роста.

Компании, успешно осуществившие цифровую реорганизацию, переходят в наступление как на основном, так и на цифровом фронте — что способствует увеличению темпов роста совокупной выручки и прибыли. Статистически эффект невелик, он составляет от 0,5% до 1% ежегодного роста выручки в зависимости от отрасли. Но этот показатель втрое выше для прибыли и увеличивается с каждым годом.

4. Лидерские качества. Многие компании-старожилы сталкиваются с препятствиями на пути цифровизации. Это естественно, так как они добились успеха, год за годом совершенствуя надежные методы и компетенции. Чем эффективнее привычные подходы в обеспечении компаний невоспроизводимыми активами, тем сложнее им от них отказаться. Однако наш статистический анализ показывает, что компании чаще встают на путь цифровой реорганизации, когда их руководители склонны к активным действиям, например, когда генеральный директор поддерживает программу изменений, совет директоров назначает конкретных менеджеров ответственными за проведение трансформации и т.д.

5. Приоритетность подхода, ориентированного на спрос. Как мы уже отмечали, выручка компаний растет, когда они выбирают платформенную бизнес-модель — этот эффект усиливается, если они демонстрируют и другие признаки цифровой реорганизации. Наше новое исследование подтверждает этот вывод, но также подчеркивает два других нюанса. Во-первых, активные цифровые компании часто более успешны, чем традиционные компании, проводящие цифровую реорганизацию, так как в два с половиной раза чаще отдают предпочтение платформенной бизнес-модели. Во-вторых, платформенная модель с фокусом на спросе повышает вероятность успешной цифровой реорганизации, а также прибыль компании. Этот рецепт описан в бизнес-литературе: успешность цифровой стратегии во многом зависит от сетевого эффекта, вызванного высоким спросом.

6. Эксперименты с передовыми технологиями. Цифровая реорганизация принесет пользу только тем компаниям, которые овладеют необходимыми цифровыми технологиями. В подтверждение результатов параллельного исследования мы обнаружили, что компании, которые провели цифровую реорганизацию, используют весь спектр цифровых технологий, распространили их по всей организации и задействуют их в наиболее важных процессах. Кроме того, они используют самые новые решения в области искусcтвенного интеллекта — например, переходят с алгоритмов машинного обучения на алгоритмы глубокого обучения или инвестируют в новые поколения умных роботов. Удивительно, но в наших находках мы не увидели примеров скачкообразного развития. Компании, начавшие с искусственного интеллекта, но не освоившие первую волну цифровых технологий, таких как соцмедиа или мобильные решения, являются редкими исключениями и не окупают полностью своих инвестиций. Компаниям необходимо осваивать каждое новое поколение технологий и делать это быстро, чтобы цифровая реорганизация прошла успешно, а инвестиции в нее окупились.

Об авторах. Жак Бугин — директор Глобального института McKinsey в Брюсселе. Танги Кэтлин — глава бостонского офиса McKinsey, возглавляет проект McKinsey Digital Quotient.