«Помогите!»: как правильно попросить коллег о помощи | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Помогите!»: как правильно попросить коллег
о помощи

Что нужно сделать, чтобы получить помощь и спастись от перегрузок на работе

«Помогите!»: как правильно попросить коллег о помощи
HBR

читайте также

Как выбрать неправильного покупателя и потерять всё

Грэм Кенни

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Психология подковерной политики

Томас Чаморро-Премузик

Как нанять новых высокооплачиваемых сотрудников и не растерять старых

Андреа Дерлер,  Катберт Чау ,  Манда Винло,  Питер Бамбергер

Поднимите руку, если ваш список дел разросся до недопустимых пределов, а в папке «Входящие» такое количество писем, что туда и заглядывать страшно.

Лес рук.

У вас слишком много дел. С этим невозможно справиться в одиночку. Кто-то должен помочь. Тогда почему никто не помогает?!

Озвучим горькую правду: скорее всего, вы сами в этом виноваты.

Море разъяренных читателей.

Возможно, вы сами не просите о поддержке, а если просите и не получаете, значит, просите ее не правильно. Огромное количество исследований показало, что желание быть полезным заложено в природе человека (и это одна из причин, почему «дающие» тяготеют к перегрузкам). Однако, несмотря на то, что окружающие готовы помогать гораздо чаще, чем кажется на первый взгляд, большинству из нас претит сама идея просить о помощи.

Но если вы сейчас завалены работой, придется переступить через себя. Сделайте следующее.

Определите, что вам нужно

Во-первых, выделите время на то, чтобы понять, какая помощь вам нужна.

Заваленные работой люди редко настроены мыслить рационально и стратегически. Часто мы не просим помощи только потому, что даже не можем понять, о чем просить. И последнее, что мы готовы сделать в ситуации аврала, — это остановиться и подумать. Правильно, ведь куда лучше загнать себя до смерти в одиночку.

Говорят, чтобы заработать деньги, сначала нужно их потратить. То же и здесь: иногда приходится затратить немного времени, чтобы сэкономить больше. Осознанно выделите его на то, чтобы пересмотреть все свои задачи. Те из них, с которыми вам кто-то может помочь, должны отвечать двум условиям:

1) помощь с этой задачей принесет значительное облегчение и существенно повысит вашу эффективность;

2) вы знаете того, кто выполнит задачу без контроля с вашей стороны и излишних разъяснений.

Просите о помощи. Очень четко. Не стесняйтесь

Одна из недооцененных причин, почему люди так редко предлагают друг другу помощь, — неопределенность. Никто не хочет попасть впросак: всем известно, что люди терпеть не могут, когда им предлагают помощь, в которой они не нуждаются. Так что если человек не уверен, нужна ли вам помощь и как именно он может помочь, он и предлагать не станет.

Зачастую нам так неприятна сама ситуация, что вместо четко артикулированной просьбы мы начинаем ходить вокруг да около. Согласно многочисленным исследованиям в области социальной психологии, просьба о помощи вызывает у нас острый дискомфорт, доходящий порой до физического отвращения. Именно поэтому мы выражаем просьбу вопросом («Хотели бы вы…?») или надеемся на одолжение («Если у вас есть время…»). Эта неопределенность вызывает у людей пассивность.

Однако все в ваших руках:

четко сформулируйте просьбу;

максимально ясно и подробно опишите, что вы хотите получить и когда;

выберите того, кто точно сможет вам помочь и сделает именно то, что вы от него ждете.

Принимайте любую помощь, которую вам предлагают

Есть два момента, в отношении которых мы непреклонны, и это может обречь на провал нашу просьбу о помощи.

Во-первых, мы ждем, что помощь придет именно в той форме, в какой мы ее просим. Однажды я работала над книгой и попросила знакомого о помощи. Он ответил, что не сможет сам уделить мне время и предложил другой вариант: представить меня нескольким коллегам, которые, вероятно, смогут помочь. Один из них дал мне именно то, что было нужно. Хотя я и просила о другом, помощь в форме знакомства пришлась очень кстати.

Во-вторых, мы самостоятельно сужаем круг потенциальных помощников. Так, мы склонны списывать со счетов тех, кто однажды отказал. Однако исследования говорят об обратном: если человек вам однажды отказал, во второй раз он, скорее всего, согласится помочь. Это обусловлено желанием восстановить отношения… и не выглядеть нахалом, который отказал дважды. Так что не бойтесь обращаться за помощью к людям, которые когда-то вам отказали, — они будут рады вернуть долг.

Важно помнить, что вы не единственный, кто тонет в работе, — у остальных тоже может быть дел невпроворот. Однако это не повод не просить помощи. Просто будьте готовы принять ее в любой форме и не сбрасывайте людей со счетов.

Благодарите

Кажется, это и так само собой разумеется, но не воспринимайте все как должное. Люди помогают, потому что хотят чувствовать себя полезными. Согласно исследованиям, если человек способен представить потенциальный положительный эффект от своих действий, а еще лучше, если он узнает о конкретном результате, он с гораздо большей охотой будет помогать и в будущем. Каждый хочет удостовериться в том, что был полезен. Показать это — ваша задача.

Звучит просто, но это как раз тот случай, когда сказать проще, чем сделать. Если бы эти шаги давались легко, вы бы изначально не тонули в работе. Помните, что шансы получить эффективную помощь гораздо выше, чем вам кажется — только попросите.

Об авторе. Хайди Грант — социальный психолог, исследует вопросы мотивации. Директор института NeuroLeadership, заместитель директора Научного центра мотивации при Колумбийской школе бизнеса. Автор многочисленных книг по психологии и мотивации.