Лингвистика продаж для успешных презентаций | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лингвистика продаж для
успешных презентаций

За последние несколько месяцев я присутствовал на сотнях презентаций – на конференциях и на встречах компаний моих клиентов. По большому счету, я бы оценил примерно половину из них как средние, а четверть из них – как просто чудовищные. Что же мы можем сделать, чтобы изменить этот расклад?

Автор: Стив В. Мартин

читайте также

Дин Кунц: «Не могу представить, что я буду делать, если брошу писать»

Элисон Биард

«Моя жизнь, мои достижения»: отрывок из автобиографии Генри Форда

Почему роботы не делают людей счастливее

Тобиас Шлагер,  Фабиан Ниндл,  Эмануэль де Беллис,  Эшли Уилланс

Будьте эгоистами. Любите себя сильнее.

Виджей Говиндараджан,  Шрикантх Шринивас

За последние несколько месяцев я присутствовал на сотнях презентаций – на конференциях и на встречах компаний моих клиентов. По большому счету, я бы оценил примерно половину из них как средние, а четверть из них – как просто чудовищные. Что же мы можем сделать, чтобы изменить этот расклад?

Есть потрясающая новая область исследований под названием «лингвистика продаж»: она может подсказать ключевые стратегии и научить вас так ¬структурировать основанные на языке взаимодействия, чтобы самые суровые скептики превратились в ваших сторонников. Цель лингвистики продаж – понять, как продавцы и их потенциальные клиенты используют и интерпретируют язык во время встреч и презентаций.

С точки зрения лингвистики продаж, каждое взаимодействие состоит из трех этапов, и для каждого этапа нужны свои лингвистические стратегии. Начальный этап занимает несколько минут в начале презентации, основной этап составляет самый длинный период взаимодействия, когда сообщается самое главное, а заключительный этап, соответственно, завершает речь докладчика. Например, если вы делаете получасовую презентацию, начальный этап должен быть около семи минут, основной – семнадцать минут, а завершающий – примерно шесть минут.

На разных этапах ваша манера держаться должна соответствовать логике взаимодействия с аудиторией: в начале вам следует быть не слишком фамильярным, но и не чересчур официальным; на основном этапе речи вы должны излучать уверенность; к концу же презентации вам необходимо утвердить за собой «ситуационное доминирование». Многие ошибочно воспринимают этот термин в негативном ключе, как если бы он означал использование грубой силы для подавления воли других людей. На самом деле, все обстоит ровно обратным образом: ситуационное доминирование означает, что слушатель принимает ваши слова и, так сказать, пропускает их через себя, так что у него возникает желание следовать вашим советам и рекомендациям.

На начальном этапе ваша цель – прервать поведенческую цепочку аудитории. На секунду представьте себя на месте вашего слушателя. Вы уже слышали тысячи самых разных презентаций, и сейчас вы, скорее всего, думаете о сотне других вещей, не относящихся к тому, что происходит на сцене. Поэтому первым делом докладчику необходимо прервать поведенческую цепочку слушателя, чтобы переключить ход его мыслей и выделиться из ряда его воспоминаний о тех презентациях, которые он видел раньше.

Прерывание поведенческой цепочки запускает процесс формирования интереса и эмоционального расположения, а также способствует открытому, непредвзятому восприятию. Таким образом закладывается фундамент для последующих этапов презентации. Но в чем же конкретно состоит прерывание поведенческой цепочки? Я объясню вам, прибегнув к следующей аналогии. Любой iPod может вмещать тысячи песен. У нас в семье несколько этих гаджетов, и я часто слушаю iPod моей дочери, чтобы быть в курсе последних хитов. Я кликаю песню за песней, и у каждой композиции есть всего несколько секунд, чтобы «зацепить» мое внимание. Если вступление не показалось мне особенно интересным или необычным, я сразу переключаюсь на следующую песню.

Не следует думать, что для прерывания поведенческой цепочки достаточно просто пошутить или рассказать анекдот в начале презентации. Это предумышленная языковая структура. Например, я работал в одной компании, где центральная технология была разработана Калифорнийским институтом технологии на грант NASA. Рассказ о происхождении этойй компании был очень удачным прерыванием поведенческой цепочки – но не просто с помощью одного слайда с несколькими жирными точками, а с помощью целой серии слайдов о ключевых пунктах проекта и его результатах – все это на фоне снимков шаттла в открытом космосе.

Готовясь к центральной части презентации, примите во внимание следующий факт: средний индивидуум на часовой презентации способен полноценно слушать только семь с половиной минут и запоминает в лучшем случае половину того, что слышит. В сущности, мы не слушаем, и наше сознание отвергает гораздо больше слов, чем воспринимает и усваивает. Но наше подсознание служит подобием резервуара для хранения «избыточной» информации.

Одна их техник лингвистического убеждения в области продаж – это использование метафор. Метафоры – это истории, притчи и аналогии, с которыми люди могут идентифицироваться, и которые затрагивают их лично. Метафоры позволяют объяснять сложные концепты и теории в простой, интересной и убедительной манере. Использование метафор – это безопасный способ представить слушателям вашу точку зрения, факты, и рекомендации.

Могущество метафор заключается в их индивидуальной интерпретации. Пока сознание слушает содержание на поверхностном уровне истории, подсознание расшифровывает скрытые смыслы. Например, на каждой пачке сигарет написано предупреждение Минздрава о том, что курение может привести к онкологическим заболеваниям. Тем не менее, я сильно сомневаюсь, что кто-то на самом деле перестал курить из-за этих предупреждений. Я убежден, что личные истории, рассказанные по телевидению бывшими курильщиками об их проблемах со здоровьем, – оказывают на аудитории гораздо большее влияние.

Языковые структуры, которые следует использовать на заключительном этапе презентации, должны включать в себя команды, а также явные и неявные рекомендации. Под командами подразумеваются утверждения, по сути являющиеся инструкциями, которые предполагают бинарный тип ответа реципиента – да или нет. Обычно такие команды ассоциируются с жесткой концовкой - «бери или вали». Явные рекомендации (умеренная концовка) – четкие по форме, но отвлекают внимание слушателя от того, кто дает ему такие рекомендации. Неявные же рекомендации (мягкая концовка) побуждают реципиента считать, что он действует по своей воле и по своему разумению, хотя, фактически, вы задали ему направление.

Давайте представим, что я - пассажир в вашем автомобиле, и мне кажется, что вы едете слишком быстро. Командой будет «Снизьте скорость!». Явная рекомендация может звучать примерно так: «Знаете, на этом участке дороги максимальная скорость - 45 миль в час, и полиция тут постоянно штрафует нарушителей». Неявной рекомендацией может быть что-то вроде этого: «На прошлой неделе прямо на этом месте один лихач попал в ужасную аварию». Хотя неявная рекомендация является наиболее тонкой по форм, она может вызвать самую глубокую реакцию.

Каждая презентация основывается на сложнейшем процессе коммуникации, состоящим из вербальных и невербальных сообщений, которые воспринимаются слушателем на сознательном и подсознательном уровне. Однако, поскольку все мы постоянно говорим друг с другом, у нас есть склонность считать эти процессы чем-то самим собой разумеющимся. Убеждение – не в том, чтобы заставить других признать вашу правоту; секрет убеждения в том, чтобы заставить людей «интернализировать» ваше сообщение, внутренне принять его, и поверить, что последовать вашим рекомендациям - в их интересах. По большому счету, убеждение - это способность затронуть эмоции человека и достучаться до глубокого подсознания, которое принимает решения.