«Я все знаю, а вы нет» | Большие Идеи
Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Я все знаю, а вы нет»

Присцилла Кламан
«Я все знаю, а вы нет»

В седьмом классе к нам в школу пришла новенькая. Назовем ее Селеной. В наш маленький городок она приехала из большого города и, казалось, знала все на свете: что носить, слова всех песен, как разговаривать с учителями. Она даже была в Париже и говорила там по-французски. Некоторые одноклассники были от нее в восхищении, а других она раздражала. Ну а я подумала, что должна стать не хуже нее. Я зубрила тексты дурацких песен и изводила маму просьбами купить мне модную одежду, которую, по-моему мнению, носили в большом городе. Через несколько месяцев я поняла, что соревноваться со всезнайкой бесполезно. Стоило мне с ней в чем-то сравняться, как Селена тут же уходила в отрыв. Но через какое-то время, проучившись вместе с нами, она пообвыкла и успокоилась, предоставив мне право считаться в классе самой умной.

Хотя никто никогда не производил на меня столь сильного впечатления, как Селена, за годы работы в сфере HR я встретила немало таких людей. Из них многие, подобно Селене, оказывались в новых для себя обстоятельствах. Некоторые попадали в компанию в результате слияния; других нанимали на работу, чтобы они укрепили ряды своим опытом и знаниями. И в каждом случае их самым первым побуждением было следующее: «Когда я работал в крупной компании, мы делали это так». Они совершенно не осознавали, что их новым коллегам нет никакого дела до того, как они делали это в крупной компании.

Такие всезнайки не уверены в себе и поэтому сразу стараются самоутвердиться. К примеру, одна новоиспеченная сотрудница отдела кадров как-то заявила, что в отличие от меня знает все о трудоустройстве уволенных, потому что ей приходилось увольнять людей намного чаще. В тот раз я не приняла ее вызова. Напротив, я постаралась помочь ей почувствовать себя комфортно в новой должности, и, как только это сработало, ее стремление быть умнее всех сразу исчезло. Если в вашей организации появился новичок-всезнайка, то в первую очередь попробуйте применить такой подход.

Но всезнайки — это необязательно новички. Некоторых такими делает успех. Иметь с ними дело сложнее, особенно если это ваши начальники. Они полагают, что их заслуги говорят сами за себя и что действительно знают все: именно их достижения обязывают их указывать другим, что и как делать, вплоть до мельчайших деталей.

Вот несколько советов, которые помогут работать со всезнайками независимо от того, какую должность они занимают в компании.

Если всезнайка ваш подчиненный или подопечный. Ваша обязанность — наладить с ним обратную связь. Дайте ему понять, что его поведение негативно сказывается на карьерном росте. Чтобы быть убедительным, обязательно сообщите ему свое мнение о конкретном факте, свидетелем которого вы стали.

Если всезнайка не подчиненный, а коллега. Вам решать, говорить ли ему вообще что-либо. Если вы в дружеских отношениях, то, может быть, имеет смысл обсудить с ним его поведение. Начните разговор с вопроса: «Могу я поговорить с тобой кое о чем?». Это направит разговор в нужное русло. Затем поделитесь с ним своими наблюдениями, акцентируя внимание на его профессиональных знаниях и неуместности выставлять их напоказ: «Мы знаем, как хорошо ты разбираешься в этом вопросе, но, безапелляционно высказав свое мнение, ты не оставили Нэнси и Хорхе ни малейшего шанса подумать над проблемой и предложить свои решения. Ты это заметил?»

Такой подход не сработает с коллегой, которого вы знаете недостаточно хорошо или не находитесь с ним в близких отношениях. Со стороны ваши действия будут выглядеть как типичное поведение всезнайки. Подождите, пока между вами не возникнет доверительных отношений, или примените методику работы с боссом-всезнайкой.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кризисная тактика: провоцируйте клиентов
Лэй Филип,  Мур Джеффри,  Хьюлин Тодд
Тренинг для души
Елена Евграфова