Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой когда-то работал | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой
когда-то работал

Восемь советов сотрудникам-бумерангам

Автор: Ребекка Найт

Что делать, если возвращаешься в компанию, в которой когда-то работал
hbr.org

читайте также

Не тех включили: почему компаниям не всегда удается выявлять талантливых менеджеров

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Шесть советов для эффективных совещаний

Эллисон Шапира

Три способа создать культуру, позволяющую лучшим сотрудникам раскрыться

Линдси Макгрегор,  Нил Доши

Критикуем с умом

Моник Валькур

Сотрудники-бумеранги, по собственному желанию ушедшие из компании, а позднее вернувшиеся, встречаются все чаще, и менеджеры отделов персонала нередко относятся к этому благосклонно. Как лучше всего вернуться в компанию? Продолжить с того момента, на котором вы остановились? Что говорить окружающим? Как объяснить, почему вы вообще уходили, а теперь вернулись?

Что говорят эксперты

Рост числа сотрудников-бумерангов частично объясняется «дефицитом кадров на рынке труда», говорит Майкл Уоткинс, президент Genesis Advisers, профессор в бизнес-школе IMD и автор книги «Первые 90 дней». «Безусловно, компании ищут сотрудников с уже имеющимся послужным списком, — утверждает он. — К тому же известно, чего можно ждать от бывших сотрудников». И для работников, и для работодателей «''бумеранг'' представляет собой положительное явление», говорит Карен Диллон, соавтор нескольких бестселлеров, в том числе книги «Стратегия жизни». «Вы решаете вернуться, и компания хочет, чтобы вы вернулись», — объясняет она. И хотя нет нужды излишне тщательно планировать процесс адаптации в вашем новом, но знакомом окружении, все же следует вдумчиво и внимательно подойти к тому, как восстановить свой статус. Вот несколько идей.

Представьтесь еще раз

По мнению Уоткинса, вы можете решить вернуться к старому работодателю по множеству причин. Возможно, вы «осознали, какой комфортной была атмосфера, и вам ее не хватает». Или, может быть, «заманчивое предложение прельстило вас, но в итоге на другом месте не сложилось». Возможно, вы ушли, потому что «чувствовали, что ваша карьера зашла в тупик, а теперь вам представилась возможность вернуться на более высокую должность». В любом случае тот факт, что вы вернулись, означает, что «вам дали еще один шанс», говорит Диллон. «Надеюсь, вы возвращаетесь на более высокую должность, так что вам нужно заявить о себе на этот раз как о начальнике», — добавляет она. Когда вы знакомитесь с новыми коллегами и встречаетесь со старыми, подчеркните, что «вы использовали возможность для роста и получили опыт, который помог вам в дальнейшем развитии» — будь то работа в новой области, проект в другой части земного шара или магистратура — и что вы рады вернуться, чтобы применить «те знания, которые приобрели».

Настройтесь положительно

«Несомненно, люди будут спрашивать вас о том, почему вы вообще уходили, так что желательно продумать ответы на их вопросы», — советует Уоткинс. Ваше объяснение должно быть честным и искренним. Вы ничего не выиграете, если будете вспоминать негатив, особенно если были недовольны своей работой. «Никому не хочется слушать о том, насколько плохо обстояли дела в компании, когда вы ушли», — говорит Диллон. В конце концов, продолжает она, «вы проголосовали ногами, вернувшись сюда». Если коллега будет давить на вас, требуя ответа, «смотрите вперед, а не назад» и «представьте, что кто-то записывает ваш ответ, чтобы позже рассказать о нем вашим сотрудникам». Другими словами, убедитесь, что ваши слова искренни. То же самое относится к вопросу о том, почему вы ушли из той другой компании. «Жизнь долгая, — добавляет она. — Никогда не знаешь, как она повернется и с кем придется снова работать».

Перенастройте ожидания коллег

На момент вашего ухода из компании «у сотрудников были определенные представления о вас и ваших способностях», говорит Уоткинс. Теперь, когда вы вернулись, вам необходимо продемонстрировать — и в подходе к работе, и в поведении в офисе, — что «вы приобрели новый опыт и знания и профессионально выросли». Это может быть «особенно затруднительно, если вас пригласили назад, чтобы руководить бывшими коллегами, с которыми вы ранее занимали одинаковую должность, или, может быть, вашим бывшим боссом», говорит он. Но тот факт, что вы отсутствовали и, как предполагается, многому научились в процессе, является преимуществом. Диллон рекомендует «вести себя чуть более официально и сдержанно, по крайней мере, сначала», чтобы продемонстрировать, насколько «вы повзрослели». Ваши коллеги «за первые несколько недель либо начнут воспринимать вас по-новому, либо нет», считает она.

Перенастройте свои собственные ожидания

Не только вашим коллегам необходимо скорректировать свои ожидания. «Вы помните компанию именно такой, какой она была в момент ухода», — говорит Диллон. За это время расстановка сил изменилась, люди приходили и уходили, у ваших коллег были новые трудности и задачи — и они тоже выросли как профессионалы. Вам нужно признать тот факт, что ситуация изменилась, и изучить положение дел. Уоткинс сравнивает опыт сотрудника-бумеранга с опытом экспата, возвратившегося в родную страну спустя несколько лет. «Страна изменилась, и ты изменился, — замечает он. — Какие-то аспекты в культуре и процессах будут знакомы, но постарайтесь не разочароваться, если то, к чему вы вернулись, отличается от того, каким вы это помните».

Адаптируйтесь

Лучший способ «быстро войти в курс дела», по мнению Диллон, — провести ознакомительные беседы с менеджерами и коллегами. «Покажите свой интерес к компании — такой, какая она сейчас, — говорит она. — Выясните, как компания изменилась. И спросите: ''Какие ваши действия оказались правильными и какие не имели успеха?'' Не думайте, что вы в курсе». Эти разговоры также дают вам «шанс показать свою готовность выполнять новые обязанности, продемонстрировать ваши навыки и способности». И в этом случае все тоже сводится к осознанию того, что положение дел изменилось, говорит Уоткинс. Знакомитесь ли вы с новыми процессами или с новыми людьми, вам потребуется время на то, чтобы освоиться.

Формируйте связи по всей компании

Возможно, самая большая потенциальная опасность при возвращении в старую компанию в том, что очень легко «вернуться к прежним привычкам и шаблонам» — скажем, «к обеду со старой доброй командой», говорит Диллон. Чтобы избежать этого, прилагайте сознательные усилия и создавайте связи по всей компании. Вы должны сопротивляться искушению «вернуться к тому, что знакомо», рекомендует Уоткинс. Приведите в порядок свои мысли и задумайтесь: «Будь я на самом деле здесь новичком, что бы я делал?» Думайте о союзах, которые вам нужно создать, и о людях, с которыми вам нужно наладить контакты, говорит он. Также не забывайте о том, что вы возвращаетесь к работодателю с более высоким статусом и что «на разных уровнях политика компании разная», заключает Уоткинс.

Намечайте перспективы

Ваши коллеги «будут обращаться к вам за новыми идеями и решениями», говорит Диллон. Теперь вы смотрите на мир другими глазами. Но необходимо уметь делиться своими новыми знаниями. «Не стоит в разговоре демонстрировать свое превосходство, —говорит она. — Будьте тактичны. Скажите, например, ''В прошлом такой подход очень помогал в работе''. Или: ''Что меня действительно поражало в прошлой компании — то, как мы делали вот это''». Избегайте необоснованной критики, добавляет Уоткинс. Вам необходимо найти «баланс, привнося идеи извне и при этом не вызывая» у других мысли, что за время отсутствия вы «слишком возомнили о себе», говорит он. Вы ведь не захотите «создать впечатление, что видели, как где-то еще это делают лучше, а теперь вернулись, чтобы навести порядок».

Не спешите

Иногда вас приглашают вернуться, чтобы исправить ситуацию. «Если вы приходите c целью ее оздоровления, вам нужно тут же привнести новые идеи и принять ряд трудных решений», — говорит Уоткинс. С другой стороны, если в компании дела идут хорошо, вам стоит правильно распределить свои силы и, не торопясь, вновь изучить положение дел. «Не стоит пренебрегать процессом обучения и бросаться с места в карьер. Разговаривайте с людьми и не рубите с плеча, — рекомендует Уоткинс. — Концентрируйтесь на том, как вы будете руководить, а не на том, что конкретно будете делать».

Принципы, о которых нужно помнить

Что следует делать

  • Демонстрируйте зрелость более сдержанным поведением в первые несколько недель на работе, чтобы подчеркнуть, как вы профессионально выросли.
  • Покажите свое свежее восприятие, предложив идеи извне, но не критикуя своего нового (старого) работодателя.
  • Не торопясь вновь изучите компанию. Концентрируйтесь на том, как вы будете руководить, а не на том, что конкретно будете делать.

Чего не следует делать

  • Не думайте, что компания осталась прежней с тех пор, как вы ушли. Участвуйте в ознакомительных беседах, чтобы изучить ситуацию.
  • Не возвращайтесь к старым привычкам и шаблонам; прилагайте сознательные усилия и создавайте связи по всей компании.
  • Не рассказывайте о том, почему вы вообще уходили. Но продумайте версию, которая объясняла бы причину вашего увольнения.

Пример №1: займите должность топ-менеджера в компании, щедро делясь знаниями

Проработав три года в Bateman Group, PR-агентстве в Сан-Франциско, Эми Зиари ушла из компании, потому что увлеклась идеей стартапа и хотела попробовать себя в чем-то еще, кроме PR.

Но она сильно скучала по родной компании, где во главу угла была поставлена культура наставничества. В 2015 году Эми вернулась в Bateman. «Мой карьерный путь не был простым, но я рада, что уходила, иначе я бы задавалась вопросом ''А что, если?'' — и от этого еще больше рада, что вернулась», — говорит Эми.

Она уверена, что возвращение к бывшему работодателю было ее «лучшим профессиональным решением».

Эми предстояло изменить свое понимание Bateman. «Вся прелесть возвращения была в том, что компания значительно выросла, но при этом сохранила большую часть топ-менеджеров, с которыми я была знакома, — говорит она. — Так что для меня все сложилось наилучшим образом: дух и ценности компании остались те же, а успех компании и возможности в ней преумножились».

И все же ей пришлось привыкать ко многим новшествам. Она работала с другими клиентами, к тому же в ее отсутствие компания ввела новые процессы и программы. «Появились новые ресурсы и инструменты, которые помогают сотрудникам в различных аспектах их деятельности и которых просто не существовало, когда я работала там прежде».

Во-вторых, Эми усердно трудилась, чтобы зарекомендовать себя как топ-менеджер компании. Она ушла из Bateman в должности старшего помощника, а вернулась на позицию директора по взаимодействию со СМИ и контенту. «Я хваталась за любую возможность, чтобы выполнить свою работу на отлично и показать высшему руководству, что они сделали верный выбор, приняв меня обратно», — говорит Эми, которую впоследствии повысили до должности вице-президента.

Также она поставила перед собой задачу — делиться своим новым видением и знаниями. За годы, проведенные вне компании, она многое узнала об оптимизации и маркетинге в поисковых системах. «Большинство сотрудников в нашем агентстве не имело опыта в таких областях, — говорит она. — Когда у меня просят совета, я предлагаю помощь. Обычно люди бывают за это очень благодарны».

Когда коллеги спрашивали ее о причинах увольнения из компании, она давала честный ответ. «Я говорила им правду: мне очень нравилась наша компания, но хотелось поработать в стартапе», — вспоминает она.

Этот опыт также оказал положительное влияние на ее манеру руководить. «Теперь я обсуждаю с подчиненными то, как избежать сожалений на своем карьерном пути и насколько это важно для их жизни, роста и счастья в долгосрочной перспективе, — говорит она. — Дело в том, что большинство со временем все равно уйдет из компании, и поэтому лучше обернуть этот факт в свою пользу, а не бояться его».

Пример №2: прилагайте усилия, чтобы создать связи по всей компании, и стремитесь к тому, чтобы в вас видели ресурс

Бриджет Форни нравилось работать на своего первого работодателя, PR-агентство Profiles в Балтиморе. Но в 2013 году, после пяти лет работы в компании, она ушла. «Это был мой первый опыт после колледжа. И хотя это была работа моей мечты, мне хотелось узнать больше о PR-индустрии и создать связи за пределами Балтимора — по всей стране», — говорит она.

Форни так и поступила. После ухода Бриджет поработала в нескольких других маркетинговых компаниях. Она занималась антикризисным PR, проводила PR-кампании для крупных национальных брендов и работала в сферах B2B и B2C.

В июле 2017-го Форни приняла решение вернуться в Profiles. «Несколько женщин, с которыми я работала раньше, по-прежнему были сотрудницами компании, и поэтому от мысли вернуться к ним становилось тепло и радостно, — объясняет она. — И вдруг настал подходящий момент».

Бриджет договорилась с топ-менеджментом о том, что вернется на более высокую должность. «Я знала, что могу внести свой вклад и сделать компанию сильнее благодаря приобретенным способностям и связям», — говорит она.

В 2013 году Бриджет уходила из Profiles в должности специалиста по работе с клиентами и вопросам стратегии в социальных медиа. Вернулась она вице-президентом компании. Одним из ее приоритетов, говорит Бриджет, было доказать, что «она уже не ребенок».

В течение первых нескольких недель она участвовала во множестве ознакомительных бесед, чтобы освоить новые процессы и протоколы, которых прежде в компании не было, а также понять свою роль в новой команде и на совещаниях менеджмента.

Бриджет говорит, что усердно работала над тем, чтобы стать подлинным руководителем: она находила общий язык со своими новыми коллегами, а не только со старыми сотрудниками. «С каждым в компании я могу найти что-то общее, так как начала карьеру в Profiles в должности младшего специалиста по работе с клиентами и занималась всем, начиная с управления комплексными предложениями и звонками в СМИ и заканчивая общением с элитой Балтимора и планированием крупных маркетинговых акций для клиентов», — вспоминает Бриджет.

Она хочет, чтобы в ней видели своего рода ресурс. «Я специально нахожу время для каждого и общаюсь с командой, чтобы предложить поддержку, опыт и знания, так что все оказываются в выигрыше», — объясняет Бриджет.

Пока, считает она, адаптация проходит гладко: «Конечно, потребуется время, чтобы узнать новую команду и найти свое место в ней».

Об авторе. Ребекка Найт — журналист-фрилансер из Бостона и лектор в Уэслианском университете.