Откуда дровишки? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Откуда дровишки?

Почему в одной и той же ситуации предприниматели совершают разные действия?

Автор: Мелия Марина

Откуда дровишки?

читайте также

Временно ваш

Юлия Фуколова

Главный минус женщин-руководителей

Ибарра Эрминия,  Отилия Ободару

Чтобы создать хороший продукт, нужна эмпатия

Йон Колко

Во что превратился капитализм в XXI веке

Умар Хак

Почему в одной и той же ситуации предприниматели совершают разные действия? Поступки одних вызывают недоумение, а других — восхищение. В бизнесе важно понимать и даже предугадывать действия другого человека. И ключом к такому пониманию становится ценностная ориентация. Но можно ли расшифровать эти глубинные, очень личностные особенности?

На мой взгляд — да, если опираться на фундаментальные факторы. Если мы говорим о бизнесменах, то в первую очередь это может быть происхождение капитала.

В зависимости от того, как капитал и бизнес оказались в руках предпринимателей, я условно разделяю их на две группы. В первую входят те, кто завладели тем, чем руководили, на чем «сидели» в советское время, или те, кто, воспользовавшись изменениями политической и экономической ситуации в стране, применив свои мощные личностные качества, захватили определенные ресурсы.

Вторая группа — это люди, которые создали свой бизнес с нуля.

Бизнесменам этих двух групп присущи разные базовые ценности. Первыми в большей степени движет желание обладания, сохранения, использования имеющихся ресурсов. Вторых увлекает созидание новой реальности. Первые успешно извлекают выгоду из того, что уже было создано до них, вторые творят сами. Назовем их условно — Пользователи и Творцы.

Выдающийся американский психолог и философ Эрих Фромм считал важным ценностным критерием оценки личности ответ на вопрос «Быть или иметь?». В нашей классификации ответ «иметь» — это ценностный ориентир Пользователей, «быть» — скорее то, чем руководствуются Творцы.

Реальные ценности человека во многом проистекают из того, какой базовой цели посвящена его жизнь, как она идет, что человек делает ежечасно, ежесекундно.

Пользователи серьезно зависят от различных групп и группировок — административных, силовых и прочих, что требует актуализации определенных психологических качеств. Они должны соответствовать требованиям системы, следовать соображениям лояльности, группового конформизма, иметь способность органично включаться в различные группы, быть их надежными членами, подлаживаться под них, вступать в различные связи с людьми в соответствии с законами этих групп и т.д.

Творцы — это нон-конформисты, стремящиеся к индивидуализации, независимости. Их ценности — ценности самореализации, творчества, проявляющиеся в жизненной стратегии, а не в том, как и какую дверь открыть в соответствующей организации. Эти люди и обеспечивают экономический прорыв страны. Основываясь на своем двадцатилетнем опыте работы с бизнесменами, я могу сделать вывод, что деление на Пользователей и Творцов — это базовая платформа их классификации, все дальнейшее вторично.

Экономическая ситуация в стране меняется. Люди меняются тоже, они могут мигрировать из одной группы в другую. Но Пользователи очень редко переходят в группу Творцов. Если такое случается, они вызывают восхищение многих и одновременно активное недовольство тех, с кем раньше тесно взаимодействовали. В группе Творцов тоже происходят изменения. Не всем хватает сил на постоянную борьбу за созидание — тогда они мигрируют в группу Пользователей. И таких примеров много.

Мы понимаем, что каждый человек уникален, каждый — исключение из правил. И все-таки подобное обобщение помогает разобраться в многообразии процессов, происходящих сейчас в российском бизнесе, и в судьбах конкретных людей, понять, от чего зависит корпоративная культура компании, почему происходят или не происходят те или иные изменения, что ожидает владелец корпорации от своего менеджмента и т.д. И, конечно, помогает предугадать поступки самого бизнесмена.