читайте также
Чтобы выявить характерные особенности российского стиля управления и понять, чем они обусловлены, консультанты компании RosExpert «нарисовали» обобщенный образ отечественного руководителя (генерального директора) и сравнили его с портретом зарубежного CEO. Профиль российского топ-менеджера был составлен на основе исследования, в котором приняли участие 52 генеральных директора крупных российских частных компаний из десяти секторов экономики (40 наемных руководителей и 12 руководителей-собственников). Обработав заполненные ими индивидуальные онлайн-опросники, консультанты сформировали собирательный образ российского CEO в четырех «измерениях»: стиль лидерства, стиль мышления, эмоциональные компетенции, карьерные установки. Использованные в ходе исследования опросники — разработка компании Decision Dynamics, предназначенная для оценки эффективности стилей управления по семибалльной шкале. Профиль зарубежного топ-менеджера, послуживший основой для сравнения, был составлен сотрудниками Decision Dynamics в результате анализа данных, отражающих деятельность 200 тысяч успешных руководителей 50 национальностей из 16 стран (данные были предоставлены компанией Korn/Ferry International).
Стиль лидерства (принятие решений в публичном режиме)
В отличие от западного руководителя, российский редко прибегает к коллегиальному обсуждению, больше говорит, чем слушает, с трудом договаривается, не выстраивает командную работу — вместо этого окружает себя небольшим количеством доверенных лиц, а подчиненных рассматривает как исполнителей. Вероятно, такое поведение объясняется отсутствием управленческой культуры и стремлением следовать модели руководящего поведения, которая ставит во главу угла сильную волю, авторитарность и жесткость, освобождает подчиненных от ответственности и создает у них иллюзию защищенности и стабильности.
Стиль мышления (принятие решений в приватном режиме)
Российские руководители рассматривают большее количество вариантов решения задач, чем западные. При этом они менее склонны анализировать все варианты с точки зрения отдаленной перспективы и корреляции со стратегическими целями компании. Это объясняется разными ориентирами топ-менеджеров. Российские CEO в большей степени, чем зарубежные, ориентированы на достижение краткосрочных финансовых показателей, а западные — «играют в долгую».
Эмоциональные компетенции
Отечественные руководители не столь уверены в себе, как западные (не готовы принимать непопулярные и рискованные решения и нести за них ответственность), и хуже переносят неопределенность (их больше устраивает рутина, чем нестабильность). кроме того, они не так хорошо справляются с трудоемкими задачами (хотя прекрасно умеют анализировать и синтезировать информацию). Это, скорее всего, объясняется отсутствием в компаниях системы регулярного управления и склонностью руководителей к микроменеджменту. Неожиданно высокий (хоть и не такой, как у западных руководителей) уровень эмпатии, вероятно, свидетельствует о развитой интуиции. Однако «эмпатичный», то есть ориентированный на людей стиль управления, в российском патерналистском бизнес-сообществе не приветствуется. Поэтому, даже если руководитель в приватной обстановке поддерживает подчиненного, на людях он прибегает к неконструктивной критике и негативной мотивации.
Карьерные установки
Российскому топ-менеджеру важно продемонстрировать окружающим свою компетентность и глубокое знание предмета. Это отчасти объясняется тем, что он находится под постоянным контролем со стороны акционеров и не доверяет подчиненным. Отечественных руководителей меньше, чем их зарубежных коллег, мотивируют новые возможности, самостоятельность и независимость; им в меньшей степени присущ дух авантюризма и предпринимательства; они не так ориентированы на развитие (вопросы самореализации, раскрытия потенциала и обучения других волнуют их не столь сильно). а вот ведущая мотивация российских и западных топ-менеджеров совпадает: их привлекают амбициозные цели, усиление собственного влияния, повышение статуса и материальное вознаграждение.