Счастливые проблем не наблюдают | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Счастливые проблем
не наблюдают

Главная тема этого номера HBR — эмоции на работе.

Автор: Марина Иванющенкова

Счастливые проблем не наблюдают

читайте также

Революция в производстве

Майкл Портер,  Хаппелманн Джеймс

С кем дружить реформатору

Джули Баттилана,  Касциаро Тициана

Три стратегии, которые помогут команде «проснуться»

Мерете Веделл-Веделлсборг

«Где деньги?»: как маркетологу доказать свою ценность для бизнеса

Кристин Мурман,  Никита Авдюшко,  Пол Мэгилл

Выходные еще не закончились, а вы уже ждете не дождетесь начала рабочей недели. Скорее бы в офис, к любимым коллегам (вернее было бы назвать их приятелями или даже друзьями) — и работать, работать, работать... Звучит как глупая шутка, но сотрудников компаний с семейной атмосферой действительно охватывает радость, когда они переступают порог офиса.

Главная тема этого номера HBR — эмоции на работе. Авторы статьи «Если людям хорошо, ­прибыль растет» Сигал Барсаде и Оливия О’Нейл, опросив более 3200 сотрудников 17 организаций, пришли к выводу, что в коллективах, где преобладают дружеские отношения, люди довольны своей работой и показывают высокие результаты. В таких компаниях царят позитивный настрой и взаимовыручка и никто не жалуется, если приходится работать сверхурочно или помогать коллегам.

В некоторых компаниях сознательно формируют культуру сотрудничества, но, например, в Zappos это произошло спонтанно. Несколько лет назад Тони Шей, глава компании, перевез штаб-квартиру из Сан-Франциско в Лас-Вегас. Одним из главных плюсов переезда, вспоминает Шей в книге «Доставляя счастье», было отсутствие в новом городе знакомых у большинства сотрудников. Поэтому они и работали, и отдыхали вместе, завязывая дружеские отношения. Позже руководство компании сформулировало ключевые ценности Zappos, среди которых есть и такие: «создавать веселую и немного необычную атмосферу… позитивный командный дух и семейную обстановку». В Zappos уверены, что положительные эмоции сотрудников передаются клиентам, и они становятся ­постоянными покупателями.

В дружном коллективе приятно работать, но для организации первична все-таки бизнес-цель

(например, превосходный сервис, который отличает компанию от конкурентов и позволяет экономить на рекламе), а эмоции — лишь одно из средств ее достижения. Прекрасные отношения в коллективе не помогут компании, если в ней плохо отлажены бизнес-процессы. В свое время руководители ­нескольких российских компаний ездили учиться в Zappos, а затем перенесли элементы ее корпоративной культуры в свои офисы. Но это не спасло их от финансовых проблем или закрытия.

Пожалуй, культуру дружбы вообще не стоит идеализировать. К примеру, как только в ­коллективе появляется безотказный добряк, все подряд начинают обращаться к нему за помощью. Такие ­палочки-выручалочки не только быстро выгорают, но и становятся узким горлышком, из-за которого тормозится весь рабочий процесс. Адам Уэйц в статье «Эмпатия как дефицитный ресурс» обращает внимание еще на один недостаток эмоциональной организации. Дружеские отношения на работе заставляют людей мириться с нарушениями и покрывать коллег, совершивших ошибки. Так что ­здоровая конкуренция все же не помешает.