Забытая теория интеллигентности | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Забытая
теория интеллигентности

В своей тоске по затертому культурному коду десятки молодых заявляли что не слышат от государства сигналов, позволяющих понять, кого оно готово рассматривать в качестве национального идеала для подражания юношеством.

Автор: Анатолий Ермолин

Забытая теория интеллигентности

читайте также

Как прикрывать своих людей

Роберт Саттон

Как научить предпринимательству тех, кто не любит рисковать

Питер Джианиодис,  Тобин Тернер

Менеджмент (пока еще) не лидерство

Джон Коттер

Прежде чем вы примете ответственное решение…

Дэн Ловалло,  Дэниел Канеман,  Оливье Сибони

Очень рад, что проблема «хорошего человека» оказалась столь важной для моих читателей. Один из моих друзей в Facebook (Леонид, 30 лет) острее всех оттенил значимость поднятой темы: «Мне кажется, что пока не сформирован (сформулирован) образ хорошего человека — ничего в наших заклинаниях путного не будет, — среда переформатирует на свой убогий лад наших детей, и только единицы из них смогут пронести в себе свет гуманизма. Сегодня, когда вокруг информационная бездна и тьма, когда последние 25 лет идет смена культурного кода, заклинания не помогут».

Дальше — жестче: «Меня воспитывали на книгах о советских партизанах, доблестных краснофлотцах, летчиках и моряках, на книгах о пионерах-тимуровцах. Зайдите сегодня в книжный магазин — последние два десятка лет тема героизма и порядочности была табуирована, а с экрана я только и слышал, что мой народ раб, мой народ неполноценен и так далее».

В своей тоске по затертому культурному коду и вдохновляющему образу героя нашего времени Леонид не одинок — десятки молодых людей из самых разных уголков России на недавно прошедшем Общероссийском гражданском форуме (ноябрь 2013 года) в один голос заявляли мне (как эксперт-модератор я отвечал за секцию «молодежная политика»), что не слышат от государства сигналов, позволяющих понять, кого оно готово рассматривать в качестве национального идеала для подражания юношеством. Не мудрено — не там слушают.

Устраивающий меня образ для подражания я лично открыл у Алексея Федоровича Лосева (1893—1988 гг.). На мой взгляд, его теория интеллигентности при проектировании новых педагогических систем для «заблудившейся» России может быть смело взята в качестве краеугольного камня. Вот лишь некоторые короткие тезисы.

  • Про миссию: «Культурное дело интеллигентности — решительно действовать в общечеловеческих интересах, критически понимая реалии общественно-исторической обстановки».
  • Про мотивацию: «Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств и инстинктивное к ним отвращение … У интеллигента рука сама тянется к тому, чтобы вырвать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни».
  • Про целеполагание: интеллигенты — бескорыстные «воины» культурного отбора, в том смысле, что обеспечивают суть культурного развития — осуществляют «сознательную работу духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека».
  • Про отношение к окружающему миру: «Культурная значимость интеллигентности… — не созерцать, но переделывать действительность».
  • Про арсенал ключевых компетенций: «Она (интеллигентность) всегда сознательна, предприимчива, предусмотрительна. Интеллигентность существует только там, где есть вооруженность против всякого рода природных, общественных и исторических несовершенств».
  • Про рыцарское отношение к жизни: «И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой».
  • Про ценности боя: «А чтобы вступить в бой, надо ориентироваться в общественно-политической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником… Еще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать».
  • Про прописные истины, которые забывает «поколение игрек»: «Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться».
  • Про цену интеллигентности: «В истории редки и непродолжительны периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в собственной безопасности. Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него».
  • Про манеры: «Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен… интеллигентность почти всегда бессознательна… интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом».
  • Об истоках: «Идеология интеллигентности возникает сама собой и неизвестно откуда».

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена