Зачем нам калибровка | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Зачем
нам калибровка

По аналогии с калибровкой приборов мы будем говорить о необходимости калибровки при оценке поведения и речи собеседника.

Автор: Светлана Иванова

Зачем нам калибровка

читайте также

Почему для Twitter так важна формулировка своей корпоративной миссии

Джастин Фокс

Что такое экономика пузыря

Джастин Фокс

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Кто определяет стратегию вашей фирмы?

Бауэр Джозеф,  Гилберт Кларк

Все познается в сравнении: и анализ поведения и речи людей в различных коммуникативных ситуациях не исключение. Например, бытует мнение, что если человек во время разговора не смотрит в глаза, то он что-то скрывает. Однако, помимо визуалов (люди, воспринимающие мир преимущественно через зрительные образы), есть еще кинестетики (чувства, ощущения) и аудиалы (слух). Для таких людей зрительный контакт имеет значительно меньшую ценность. Такие люди могут в процессе общения практически не поддерживать зрительный контакт. Другой вопрос, если это будет происходить на протяжении всего процесса коммуникации. И совершенно другое дело, если человек в течение всего разговора поддерживал зрительный контакт и вдруг резко перестал это делать. Подобное поведение, действительно, дает повод задуматься и выяснить причину такого изменения.

По аналогии с калибровкой приборов мы с вами будем говорить о необходимости калибровки при оценке поведения и речи собеседника. Под калибровкой мы будем понимать сравнение между собой нескольких речевых и поведенческих проявлений одного и того же человека между собой. Соответственно, именно отличия от обычного поведения и речи будут иметь для нас решающее значение при анализе пропозиций и метапрограмм. Без калибровки всегда есть риск допустить ошибку в оценке значения того или иного проявления в речи человека. Можно рассмотреть это на примерах.

  • Резкое увеличение числа слов-паразитов в речи человека в ответе на определенный вопрос или при формулировке какого-то тезиса говорит нам о тщательном подборе слов, что может свидетельствовать о не вполне достоверной информации или о ее фильтрации. Для нас это означает необходимость перепроверить именно данный тезис. Однако если слова-паразиты всегда и в большом количестве присутствуют в речи конкретного человека, это ни в коем случае не будет говорить о его постоянной неискренности или самоконтроле, а просто характеризует невысокий уровень культуры речи. Если мы не произведем калибровку, то эти две ситуации легко спутать.
  • Когда в речи человека постоянно присутствуют слова или формулировки, выражающие низкую степень уверенности (попробую, постараюсь, если получится), это может означать особенности характера или поведения в целом: человек склонен перестраховываться или у него несколько занижена самооценка и уверенность в себе. Если же подобные формулировки чередуются с формулировками уверенности, то это уже говорит нам о различном отношении его к тем или иным действиям. Например: «Я подготовлю для вас полную информацию, подберу ассортимент и постараюсь убедить руководство предоставить наиболее выгодные условия сотрудничества». В данной ситуации очевидно, что в успешности первых двух шагов человек вполне уверен, а в последнем действии — сомневается. И это повод для уточнения ситуации, чтобы точно понимать, что нас ждет. Если бы все формулировки были неуверенными, то никакой из пунктов мы не смогли бы выделить для уточнения.
  • Если человек постоянно использует язык избегания («как НЕ должно быть», «каким НЕ должен быть»), то это будет говорить нам о специфическом характере личности, а именно о человеке, склонном видеть риски и негативные моменты, двигаясь не К чему-то, а ОТ чего-то. Кстати, такие люди очень хороши в определенных ролях в команде (конструктивный критик) и во многих профессиях (контролеры, безопасность, работы, связанные с повышенным риском, где надо «семь раз отмерить»). Если же формулировка избегания возникает разово или время от времени, то это будет говорить о специфическом отношении именно к данному моменту. Например:

— «Нам важно, чтобы вы не завышали цены, не было проблем с сервисом и доставка шла без срывов». — Это доминирующее избегание, то есть, скорее всего, особенность человека.

— «Нам важно, чтобы вы предложили нам хорошие цены, не было проблем с сервисом и доставка прошла в срок». — А вот это уже тот случай, когда избегание появляется разово на фоне доминирующего стремления, что указывает на особую критичность данного фактора для партнера по переговорам. Именно это дает нам шанс выяснить, с чем связана подобная критичность и тем самым подстраховаться от серьезного негатива со стороны партнера.

Подводя итоги, можно сказать, что именно калибровка позволяет нам отличить обычное поведение человека от ситуаций, когда стоит быть настороже и дополнительно понять, что стоит за изменениями в вербальных проявлениях.

Читайте по теме: