читайте также
От редакции. Почему лучше всего дети учатся вне школы? В каком возрасте формируются стереотипы? Почему детям нужна свобода, а не правила и экзамены? Об этом и не только в своей лекции на конференции EdCrunch в Москве рассказал директор по международным образовательным программам глобальной сети парков развлечений и профессий KidZania Гер Граус. Мы публикуем самые интересные фрагменты его выступления.
Между школой и образованием есть существенная разница. Школа работает пять дней в неделю, с девяти утра до пяти вечера, образование же — это сумма всех наших опытов и переживаний, всего, что с нами происходит с момента рождения до момента смерти. Важная задача школы — определять и формировать эти опыты, готовить детей к тому, с чем они могут столкнуться в реальной жизни. К сожалению, современная школа все больше отдаляется от реальности. Мы учим детей математике, географии, языкам, истории, но не предоставляем им возможности применить эти знания на деле, встроить их в свое представление о действительности. Когда я спрашиваю детей по всему миру, зачем они ходят в школу, они отвечают: «Потому что я должен». Не лучший ответ, не правда ли?
В современной системе образования формализованы даже отношения ученика с учителем. Когда я спросил у группы преподавателей, насколько хорошо они знают своих детей, они с гордостью ответили мне, что помнят оценки каждого из них. Тогда я поинтересовался, знают ли они, какие их ученики любят чипсы. В ответ они только переглянулись. Мы подвергаем детей непрерывному тестированию, проверяем их умение вспомнить информацию, которую они узнали на прошлой неделе. Неужели это главный навык, который они должны усвоить за 11 лет обучения? В Англии есть пословица: «Свинью не сделаешь толще, постоянно ее взвешивая». Нам нужно перестать так дорожить тем, что мы можем измерить, и начать измерять то, что мы действительно ценим.
Почему мы не оцениваем уверенность, навыки общения, решительность, адаптивность наших учеников? Наша система образования была создана, чтобы служить нуждам индустриальной революции. Ее задачей было научить 2 тыс. человек быстро делать работу, которая должна была быть сделана. Сейчас мы живем в век предпринимательства. Если мы хотим, чтобы наши дети нашли себя и были успешными в этих реалиях, мы должны персонализировать и индивидуализировать образование.
Не у всех классов должно быть четыре стены. Давно известно, что часто лучше всего дети учатся за пределами школы. Важная задача преподавателей — находить и создавать среду, в которых дети смогут узнавать себя и мир вокруг себя. Нам нужно дать детям свободу. Нет ничего плохого в том, что, упав однажды, ребенок навсегда научится крепче стоять на ногах. Как сказал мой любимый футболист Йохан Кройф: «Игра на улице должна быть школьным предметом». Вместо этого во многих английских парках запрещены игры с мячом — возможно, поэтому-то мы так плохо выступили на чемпионате мира.
Возле аэропорта Манчестера 30 школ. Внутри в них можно услышать каждый взлетающий и садящийся самолет. Но про транспортные системы Англии ученики этих школ узнавали исключительно в четырех стенах своего класса. Самолеты летали у них над головами, поезда проезжали под окнами, почему же их не водили учиться на улицу? «Они могут попасть под дождь», — ответили мне преподаватели. «Но ведь тогда вы сможете рассказать им про погодные явления», — возразил я.
Дети могут мечтать лишь о том, о чем имеют представление. В Великобритании у 13% детей дома нет ни одной книги. Как вы думаете, многие ли из них мечтают стать писателем, иллюстратором, открыть книжный магазин? Каждый год издательства уничтожают непроданные книги, том за томом превращают их в труху для переработки. Почему бы не погрузить их в грузовик и не раздать?
Наш профессиональный и жизненный выбор ограничен нашим опытом, а его широта и разнообразие сегодня напрямую зависят от финансового достатка. Самая важная и самая сложная задача педагогов — создавать честные и равные условия для всех учеников, делать так, чтобы у каждого из них была возможность получить необходимый опыт. Мы должны перестать рассказывать детям про возможности, которые откроются перед ними в будущем, говорить, кто из них станет доктором, кто — стоматологом, а кто — ветеринаром. Вместо этого нам необходимо создавать условия, в которых дети смогут самостоятельно выбирать свой путь.
Современные технологии, безусловно, могут нам в этом помочь. Они открывают широкие возможности для обучения и получения ценного опыта. Однако мы должны прикладывать особые усилия к тому, чтобы доступ к ним имели все дети без исключения. Технологии требуют финансовых вложений, если воспользоваться их преимуществами смогут только дети богатых родителей, их распространение приведет лишь к увеличению неравенства.
Вот как мы используем технологии в KidZania. Каждый ребенок, который приходит в наш парк, получает специальный браслет и использует его, выбирая профессии, выполняя задания и зарабатывая деньги. Мы же собираем и анализируем эти данные. Изучив выбор и действия полумиллиона детей, мы можем с уверенностью сказать: стереотипы, которые существуют в нашем обществе, закрепляются в детском сознании в возрасте четырех лет. Посетители KidZania, которые хотят работать в самолете, могут выбрать профессию пилота или бортпроводника. 90% детей, которые хотят стать пилотами, — мальчики, а 90% обслуживающего экипажа — девочки. Это разделение происходит еще в дошкольном возрасте. Я не имею ничего против женщин-бортпроводниц, но я не хочу, чтобы этот выбор им навязывало общество.
Еще одно наше наблюдение: почти все девочки в наших парках по всему миру выбирают занятия, ориентированные на детей младшего возраста, и почти все мальчики выбирают занятия, предназначенные для детей постарше. Откуда такая разница в самоуверенности? В парке рядом с моим домом в Шеффилде есть детская площадка, и я постоянно наблюдаю там такую картину. Когда девочка подходит к игровому комплексу, все взрослые кричат ей: «Осторожно!» Когда то же самое делает мальчик, все говорят ему: «Вперед!» Если это происходит, когда ребенку нет еще двух, что будет с его самооценкой в десять?
Каждый год представители бизнеса жалуются, что современные соискатели вакансий в их компаниях не обладают необходимыми им навыками и знаниями. Почему же они не обращаются к детям, своим будущим работникам? Почему они не сотрудничают со школами, чтобы разрабатывать наиболее эффективные и полезные образовательные планы?
Каждый год я посещаю 20–30 парков Kidzania по всему миру, общаюсь с директорами школ, педагогами, родителями и всеми остальными людьми, которые мешают детям хорошо проводить время. Я стараюсь объяснить каждому из них, как важно создавать условия и находить пространства, в которых дети смогут вопреки общественному давлению и финансовым ограничениям становиться авторами своей собственной истории.
Школа здесь ни при чем, мы все должны быть учителями. Ответственность за будущее современных детей лежит на каждом взрослом. Мы платим налоги и ожидаем, что все произойдет само собой, надеемся на государство и педагогов. Мы должны перестать жаловаться и начать активно участвовать.