Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из вас миллиардеров | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост

Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из вас миллиардеров

Иван Просветов
Почему книги о Джобсе и Брэнсоне не сделают из вас миллиардеров

Кажется, этот рекорд до сих пор не побит. Когда в 2011 году Уолтер Айзексон выпустил биографию Стива Джобса, за первую неделю продаж она разошлась почти в 380 тыс. экземплярах. Российское издание книги три месяца подряд лидировало в разделе мемуарной литературы интернет-магазина Ozon. 700 страниц довольно убористого текста. И эти бумажные «кирпичи» раскупались.

Почему жизнеописания успешных предпринимателей (а также мемуары, интервью, лекции) пользуются неизменно высоким спросом? Ответ лежит на поверхности: людям нужны примеры для подражания. Они ищут секреты, рецепты, озарения, хотя бы полезные советы. А лучше всего обнаружить волшебную палочку. На одном бизнес-тренинге я видел представителя такого типа: вы скажите мне — как, и я буду делать, я старательный. Только скажите.

Однако любой опыт уникален. Когда-то я брал интервью у основателя IKEA Ингвара Кампрада и спросил, реально ли повторить его успех, шведский миллиардер шутливо всплеснул руками и ответил: «Конечно! Можете хоть сейчас пойти на почту и для начала купить пачку открыток». Свои первые деньги он заработал ребенком, продавая спички, открытки и карандаши в родной деревне. Стать таким великим человеком, как Стив Джобс, мог только мальчик, родившийся 24 февраля 1955 года у двух студентов и отданный в семью автомеханика, который и познакомил подросшего пасынка с азами электроники. Все закладывается в детстве, и тут нет никакого секрета.

Разумеется, в жизни есть масса развилок. Директор школы, где учился Ричард Брэнсон, на прощание сказал ему: «Ты либо сядешь в тюрьму, либо станешь миллионером». Вопрос характера, темперамента и наклонностей — отдельная тема. Олег Тиньков, например, считает, что предприимчивость, готовность к риску — это особенность нервной системы. В интервью для Forbes, в котором я участвовал, он объяснял так: «Я вот фрирайдом занимаюсь. Подъезжаем десять человек к горе на Камчатке. Все одного возраста, примерно одного уровня. Три человека прыгают, остальные стоят. Так и в бизнесе — кто-то боится принять решение, кто-то — нет».

советуем прочитать

Об авторе

Иван Просветов — шеф-редактор спецпроектов Forbes, бывший заместитель главного редактора журнала Forbes

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Порочный круг буллинга
Ирина Пешкова