Эпоха нестабильности: что защитит бизнес от угроз | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Эпоха нестабильности: что защитит бизнес
от угроз

Результаты исследований, проведенных в семи городах разных стран

Эпоха нестабильности: что защитит бизнес от угроз
Иллюстрация: Leonardoworx

читайте также

Интернет-видео лучше текста?

Роджер Мартин

«Мы считаем, что наши 6 млн дам — лучшие продавцы»

Анна Шилова

Что делать руководителю маркетингового отдела в период кризиса

Маршалл Голдсмит

В поисках идей: августовский выпуск

За последние два года кризис, вызванный COVID-19, вынудил людей всего мира кардинально изменить порядок работы и образ жизни. Но помогает ли полученный опыт подготовиться компаниям к новым переломным моментам? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили, как трансформировались отношения между бизнесом и обществом во время пандемии в городах, для которых характерны высокие темпы роста и нестабильности.

Мы опросили по мобильной связи 78 тыс. человек в Боготе и Медельине (Колумбия), в Бейруте (Ливан), Кейптауне (ЮАР), Каракасе (Венесуэла), Сан-Педро-Суле (Гондурас) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор). Из них 16,5 тыс. человек были владельцами и управляющими компаний. Поскольку перечень вопросов менялся в зависимости от местных особенностей, число респондентов могло отличаться. (Дополнительная информация о методах исследования, которые использует наш партнер RIWI, приведена здесь: https://riwi.com/riwi-method-and-technology/.)

Мы поговорили с лидерами бизнеса и обычными людьми о проблемах, с которыми они столкнулись, и публикуем в данной статье наши главные выводы. Они помогут любому руководителю найти свой путь в сложной социально-политической обстановке.

1. Репутация компаний может улучшиться или ухудшиться во время кризиса. 

Последствия пандемии COVID-19 неодинаково сказались на жизни людей: в большей части городов кварталы, наиболее пострадавшие от кризиса, мирно соседствовали с вполне благополучными районами. Там, где условия значительно ухудшились (опрошенные нами горожане оценивали ситуацию по таким параметрам, как уровень общественной безопасности, уровень вымогательств и коррупции), подавляющее большинство местных жителей обвиняли во многих проблемах представителей бизнеса. На тех территориях, где ситуация была благополучной, население считало, что деятельность компаний скорее приносила пользу обществу, нежели вред. Это отчасти отражает представление людей о том, как организации ведут себя по отношению к своим комьюнити.

Такая информация подчеркивает важную взаимосвязь: организации, более внимательно относившиеся к вопросам, связанным с благополучием сообществ, успешнее работали в условиях кризиса. Во время пандемии COVID-19 эти фирмы нанимали сотрудников из социально незащищенных групп, участвовали в благотворительных проектах, помогали безработным, снижали уровень насилия и конфликтов в местных комьюнити и предпринимали другие точечные меры по укреплению связей между людьми. Подобная работа приносит плоды: у фирм, которые заботились о том, какую пользу они могут принести горожанам, шансы выжить были в девять раз выше, чем у тех, кто этого не делал.

Отрадно видеть, что столько компаний помогали обществу в ходе пандемии. Опрошенные нами жители Кейптауна, 15% которых были владельцами или управляющими компаний, сказали, что местные жители во многом полагались на поддержку со стороны фирм.

2. В пандемию увеличилось число угроз, связанных с шантажом и насилием, в адрес компаний. 

Сложно переоценить то, в какой нестабильной среде работают сейчас многие организации. Более 55% наших респондентов сказали, что их фирмы — вне зависимости от сферы деятельности, размеров и других параметров — недавно подверглись насилию и вымогательствам. Хотя первая волна COVID-19 в начале 2020 года снизила уровень преступности, особенно в Латинской Америке, поскольку в городах был введен режим изоляции, продолжительный и глубокий кризис вызвал обратный эффект. Уровень вымогательства в некоторых городах достиг рекордных значений, кроме того, становится больше людей, которые, пользуясь пандемией, расширяют свои возможности цифрового шантажа и осуществляют новые атаки.

Компании, работающие в атмосфере насилия, вовлечены в конфликт вне зависимости от того, предпринимают ли они активные действия, напрямую сотрудничают с государством или преступными группировками, или борются с насилием. Те, кто открыто выступает против преступлений, рискуют многим. Например, 32% владельцев и руководителей компаний в Каракасе, Сан-Педро-Суле и Сан-Сальвадоре сказали, что публичные выступления наносили вред их организациям. Полученные нами данные свидетельствуют о том, как симбиоз между городами, компаниями, государством и криминальными группами создает у фирм и населения постоянное ощущение незащищенности.

3. Новое поколение меняет нормы участия компаний в жизни общества. 

В ходе исследования мы обнаружили как позитивные, так и тревожные тренды в отношении молодого поколения владельцев и руководителей компаний в условиях кризиса. Из плюсов можно отметить то, что эта группа гораздо сильнее, чем их предшественники, убеждена в том, что корпорации сильно влияют на социум и политику. Более того, по сравнению со старшим поколением, среди людей 18—35 лет вдвое больше тех, кто считает крупные транснациональные корпорации и национальные фирмы силами, которые работают на благо общества. Например, в Латинской Америке люди в возрасте от 18 до 24 лет на 70% чаще участвовали в мероприятиях по корпоративной социальной ответственности, чем люди в возрасте от 35 до 64. Возможно, именно поэтому доля компаний с «молодым» руководством, стремительно выросшая после марта 2020-го, вдвое больше, чем доля фирм, которыми управляют более «взрослые» конкуренты.

Молодые руководители чаще, чем их старшие коллеги, считали, что политики и власти помогают бизнесу выживать, несмотря на то, что в реальности нередко такой поддержки вовсе не ощущали. Возможно, из-за нехватки помощи со стороны официальных организаций эта группа также чаще взаимодействует с преступными авторитетами. В отличие от лидеров более старшего возраста, молодые руководители и владельцы бизнеса втрое чаще получают поддержку от мафии и других незаконных объединений — вероятно, поэтому они на 32% чаще становятся жертвами преступлений или вымогательств и на 25% реже могут воспользоваться помощью от муниципалитетов.

Например, в Кейптауне COVID-19 усугубил существующие проблемы — высокий уровень преступности и слабость государственного аппарата. 62% людей от 18 до 25 лет считают, что насилие оправдано по крайней мере в некоторых случаях, но их мнение разделяют только 36% людей в возрасте от 46 до 55 лет. Более молодые люди также скорее предпочтут бороться с социальным кризисом, вступая в отношения с группами, применяющими насилие; кроме того, среди молодежи больше тех, кто считает, что банды могут позитивно воздействовать на общество. Такой настрой, возможно, вызван недоверием к властям: представители этой группы чаще, чем все остальные, утверждают, что насилием и вымогательством в основном занимаются чиновники.

Подобные настроения влияют на то, как жители в целом воспринимают отношения между компаниями и обществом. Так, кейптаунцы в возрасте от 18 до 25 лет сомневаются, что мелкие фирмы в их городах делают жизнь лучше, и вряд ли обратятся за помощью к официальным организациям.

В краткосрочной перспективе подобные идеи помогают оправдать насилие и сделать его социально приемлемым; в долгосрочной — они могут еще больше изолировать эту возрастную группу от официальных институтов и привести к тому, что банды станут основным механизмом местного управления.

4. Во время кризиса небольшие компании получают меньше всего помощи от правительства, но, по мнению людей, играют ключевую роль в успехе общества

В пандемию разные компании испытывали невероятное давление: больше фирм закрылось, усложнились выплаты сотрудникам и поставщикам, многим организациям пришлось приспосабливаться к новым нормативным требованиям. Власти приняли меры, чтобы поддержать фирмы в трудные времена, но помощь распределялась неравномерно, и часто ее получали не те, кто больше всего в ней нуждался (75% компаний из городов, где проводились исследования, ничего о ней не знали).

Удивительно, что меры поддержки от властей значительно отличались в зависимости от размеров бизнеса. Небольшие фирмы в три раза реже получали помощь, чем крупные, в том числе от муниципалитетов и ассоциаций.

Объем помощи, полученной от властей, напрямую повлиял на то, насколько благополучно компании смогли пережить пандемию. Например, последствия эпидемии негативно сказались на работе 70% ИП (падение доходов, проблемы с занятостью, поставщиками и проч.), и 30% компаний были закрыты с марта 2020 года до времени проведения нашего исследования. Сравните эти числа с показателями фирм с численностью сотрудников более 100 человек: у почти 60% этих компаний дела шли стабильно или улучшились, и только 12% таких организаций закрылись.

И все-таки, как показывают данные, полученные нами в Ливане, маленькие компании критически важны для поддержания благополучия в обществе. Эта страна в последнее время пережила серию катастроф, которые происходили то одновременно, то по очереди: революция и протесты 2019 года, пандемия COVID-19, взрыв в порту Бейрута в августе 2020-го, а теперь еще и финансовый кризис, который некоторые считают самым сильным с XIX века. В результате, по нашим данным, почти половина горожан полагает, что угроз безопасности стало больше, чем в 2019 году, и лишь 18% говорят, что ситуация, напротив, улучшилась.

И все же, несмотря на их уязвимость и относительную нехватку ресурсов, две трети опрошенных нами жителей Бейрута сказали, что маленькие фирмы действительно помогали населению, при том, что почти половине респондентов казалось, что большие национальные компании и транснациональные корпорации не оказывали никакой поддержки. Это заставляет предположить, что малый бизнес, который общество считает «помощником», обладает преимуществом перед конкурентами.

ЧТО ЭТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЗНАЧАЮТ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Социально-политические проблемы могут быть сложными, системными и плохо поддаваться количественной оценке, между тем, компании сталкиваются с вымогательством и насилием гораздо чаще, чем полагают многие. В таких условиях фирмам полезно активнее участвовать в жизни горожан. Там, где нет мирного, хорошо управляемого общества, компаниям, возможно, придется иметь дело с преступными группами, но подобная стратегия может привести к появлению экономики, в которой доминируют криминальные организации, что сильнее усугубит социальную нестабильность и увеличит операционные риски.

Наши данные пригодятся руководителям, которые хотят поддерживать общество, а не просто заключать с ним сделки. Во время кризиса и стремительных перемен больше шансов на успех получают те фирмы, которые уже наладили и продолжают укреплять связи с местными жителями.

Стремясь интегрировать свои организации в общество, лидеры устанавливают отношения доверия и взаимного уважения с представителями местных комьюнити. Возможно, это взаимодействие принесет совместную выгоду, и компании смогут быстрее добиться успеха.

Об исследовании:

Исследовательская команда Working Through Violence — междисциплинарная группа ученых и практиков, изучающая, как компании могут находить устойчивые источники средств к существованию и повышать безопасность городов. В команду входят Бенедикт Булл, Джейсон Миклиан, Сара Сечвала и Каталина Гарсия из Университета Осло; Брайан Генсон из бизнес-школы Стелленбосского университета; Кристиан Хелшер и Ойстейн Х. Роландсен из Института исследований проблем мира (Осло); Ангелика Реттберг из Андского университета; Джей Джозеф из Американского университета Бейрута; Джон Катсос из Американского университета Шарджи; Бен Миллер из CDA Collaborative Learning Projects; и RIWI.