читайте также
Новые надежды и обещания цифровой эпохи иногда заставляют забыть, что старое доброе человеческое «хочу» все еще настолько же важно для достижения целей бизнеса, как и прежде.
Сейчас компании вкладывают огромные средства в технологии, которые позволили бы сотрудникам более тесно взаимодействовать друг с другом, с клиентами и с остальными заинтересованными сторонами. Тем не менее во многих случаях оказывается непросто преодолеть установки сложившейся корпоративной культуры: слишком много разобщенных отделов и уровней иерархии, сотрудники предпочитают оставаться в зоне комфорта, по-прежнему ограничиваясь измерениями ключевых показателей эффективности и сопротивляясь новым способам выполнения своих функций и контактам с окружающими.
Это большая проблема. Что поможет ее решить? Радость. Почему именно она? Вот две причины: людям свойственно стремиться к радости; она объединяет сильнее, чем любой другой человеческий опыт.
Это хорошо видно в спорте. Когда команда показывает себя с лучшей стороны, преодолевая собственные ограничения и проблемы, все игроки — как и все без исключения зрители на трибунах — испытывают неподдельный восторг, еще больше подстегивающий команду. Успех порождает радость. Радость способствует дальнейшему успеху. В общем ликовании забывается все остальное.
Есть ли место для радости, столь очевидной во время спортивных соревнований, и в бизнесе? Естественно!
В любой командной работе радость определяют чувства гармонии, влияния и признания — и все это под силу развивать в своих организациях бизнес-лидерам.
Гармония. В командах-победителях каждый игрок играет свою роль в достижении цели. Один мастерски делает передачи. Другой — отличный бомбардир. Третий умеет обострить игру и задать настрой на борьбу. Когда разнообразные навыки и сильные стороны товарищей по команде действительно объединяются, это прекрасно.
Влияние. Гармония в команде обеспечивает результат, что еще больше радует. Даже если в итоге была лишь одна удачная игра или даже только голевой момент, влияние общей радости на каждого участника становится ощутимым. Это видно на их лицах, когда они обнимаются и ликуют, словно дети, не веря в то, что они достигли такой победы.
Признание. Великие тренеры учат своих игроков: когда зарабатываешь для своей команды очки, необходимо благодарить товарищей за созданную для этого возможность. Признание вклада каждого игрока и взаимная поддержка поддерживает цикл радость—успех—радость.
Эту модель можно успешно применять и в практике бизнес-лидеров. Если создавать в любой командной работе возможности для радости, можно получать все связанные с ней преимущества.
Чтобы проверить это предположение, в декабре 2018 года в A. T. Kearney проанализировали данные опроса, проведенного в Северной и Южной Америке, в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Выборка включала более 500 человек разного возраста, работающих в компаниях в различных отраслях с доходом более $2 млрд.
Сначала мы спросили респондентов, насколько, по их мнению, они испытывают радость от работы. Затем мы попросили их расположить по степени соответствия их опыту несколько утверждений, чтобы у нас была возможность проверить корреляцию рассматриваемых переменных с чувством удовольствия от работы.
Как видно на графике, те, кто испытывает в работе больше радости, гораздо чаще полностью согласны с каждым приведенным утверждением, чем те, кому их деятельность удовольствия не приносит. Получается, что все слагаемые радости в командной игре в спорте — гармония, влияние и признание — имеют почти такой же эффект и в деловом мире.
Результаты нашего опроса также показывают, что радость связана с верой в значимость выполняемой работы. Сотрудники, считающие, что их «компания позитивно влияет на развитие общества», и чувствующие себя «лично приверженными воплощению видения и стратегии компании», черпают в работе наибольшую радость. В моей отрасли, где почти 100% консультантов-новичков — это миллениалы, наличие глобальной цели имеет решающее значение для привлечения и удержания кадров.
Для меня эти выводы совершенно логичны. Жизнь — это вектор, которому заданы сила и направление. Погоня за счастьем определяет направление, а чувство радости ежедневно дает нам подтверждение, что мы делаем именно то, что должны — и для компании, и для партнеров по команде, которые вдохновляют нас двигаться дальше.
Какой из этого можно вынести урок? Необходимо создавать бизнес-культуру, последовательно задающую условия для получения такого опыта, ведь это будет укреплять чувство личной принадлежности, общей цели и искренней гордости за организацию на всех ее уровнях.
Тем не менее опрос также указывает на явное несоответствие ожиданий и реальности: почти 90% респондентов считают, что работа должна приносить радость, но только для 37% это действительно так. И такое несоответствие не обусловлено разницей поколений: для представителей поколения Х и для миллениалов (большая часть опрошенных) разрыв между ожиданиями и реальностью составил 57% и 44% соответственно.
Руководители компаний часто говорят о достижении успеха, но редко задумываются о радости. Скорее всего, немногие из них осознают разницу между ожиданиями сотрудников и реальностью, а отсюда — отсутствие межличностных связей и командного духа. Это необходимо менять.
Вот несколько практических шагов, которые помогут руководителям создать условия, чтобы сотрудникам работа была в радость:
Задавайте цели. Пусть приносящий радость опыт станет для организации прямой целью. Совершенствуйте практики инклюзивности в своей компании, чтобы все сотрудники чувствовали, что их мнения слышат, признают и учитывают. Не скупитесь в заботе о психологическом благополучии своих подчиненных.
Задавайте условия. Позвольте сотрудникам из разных команд и отделов вместе заниматься новыми проектами, связанными с цифровыми технологиями или усовершенствованием корпоративной культуры, чтобы совместная командная работа приносила максимальный эффект, способствовала общему успеху и доставляла всем участникам удовольствие.
Задавайте настроение. Поощряйте и отмечайте индивидуальные и общие усилия, направленные на социальное воздействие. Искренне выражайте радость, когда вы сами ее испытываете в своей работе. Радость порождает радость. В моей фирме я всегда подчеркиваю необходимость включать чувство радости в список ценностей организационной культуры, делая упор и на разнообразие, инклюзивность, преемственность, и личное лидерство в повседневной рабочей деятельности.
Радость может иметь настолько же высокую практическую ценность, как и технологии — стоит только попробовать. И то, и другое важно для сплоченности коллектива и непринужденной коммуникации внутри крупных организаций и помогает справляться с новыми задачами и испытаниями. Технологии обеспечивают необходимую для инфраструктуру, но ее основой должна быть культура, нацеленная на человеческий опыт гармонии, влияния и признания. В общем — на радость.
Об авторе. Алекс Лю (Alex Liu) — управляющий партнер и председатель международной компании в области управленческого консалтинга A. T. Kearney.