Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали
от офиса

Четыре принципа, которые помогут сделать обучающие экспедиции эффективными

Авторы: Кристофер Майерс , Майкл Дойл

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса
Иллюстрация: Orla/Getty Images

читайте также

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии

Дженни Келер,  Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Глобальной компании нужны космополиты

Кариде Эдуардо,  Минге Люк,  Теджарати Шейн,  Ямагучи Такео

Арсенал преобразователя: кому кнут, а кому и пряник

Клейтон Кристенсен,  Маркс Мэтт,  Стивенсон Говард

Как найти лучшего коуча

Дарья Коробкова

Организации каждый год тратят миллиарды долларов на развитие руководящих кадров. И все же исследования показали, что многие из этих программ, по-видимому, не работают: они не помогают участникам развивать лидерские навыки, необходимые для работы в сегодняшних условиях, — умение реагировать на динамично меняющиеся ситуации и сотрудничать с людьми. 

Мы занимаемся программами развития лидерских качеств как исследователи, преподаватели и консультанты, и нас особенно вдохновляют успешные результаты походного формата — экспедиций в дикую природу. Участники, разделенные на несколько команд, развивают и оттачивают лидерские навыки, решая непростые задачи, связанные с общением и физическими нагрузками и неизбежные для тех, кто оказывается вдали от цивилизации. Суровая обстановка принуждает людей работать сообща, осваивать новые навыки, брать ответственность за свои решения и их последствия. При этом выявляются ключевые грани лидерства и командного взаимодействия, которые часто остаются незамеченными в «нормальных» условиях.

Наш личный опыт ведения таких экспедиций, в том числе десятидневного экспедиционного курса по развитию лидерских навыков для учащихся на MBA (либо сплав на каяках вдоль побережья Белиза, либо поход в горы в Норвегии), показывает, что такой формат успешно достигает многих целей современных программ по развитию лидерских компетенций. Эти экспедиции помогают участникам совершенствовать умение справляться с особо сложными задачами, принимать стратегические решения в неопределенных ситуациях, а также сотрудничать с командой и учиться у нее. Именно эти навыки желательны для современных руководителей организаций. Наши программы также благоприятствуют развитию способности адаптироваться и стойкости.

Экспедиции на природу и другие подобные мероприятия для руководителей проводятся в самых разных организациях. В частности, в NASA используют такие акции для обучения команд астронавтов и укрепления доверия. Однако мы понимаем, что это требует много времени и ресурсов, перемещений на дальние расстояния, а также хорошей физической формы. Все это доступно не всем руководителям и не всем компаниям. И все же мы полагаем, что как минимум четыре характеристики таких экспедиций можно адаптировать к другим типам программ по обучению руководящих сотрудников и развитию лидерских навыков и использовать для их улучшения.

Новый сложный опыт. Участники экспедиций оказываются в незнакомой обстановке, в которой требуется осваивать новые навыки и способы взаимодействия с окружающими, чтобы добиться успеха. Для большинства людей прибыть на отдаленный остров, где нет сотовой связи, и получить палатку, лопату и весло для каяка — не самый привычный способ провести выходные. Приходится осваивать новые модели поведения, что способствует появлению новых привычек и подходов к работе.

Эта новизна дает людям возможность по-новому себя проявить и раскрыть не использовавшиеся до сих пор способности и склонности, которые пригодятся и в решении управленческих задач. Даже опытных туристов неопределенность, присущая любой экспедиции (например, вызванная непредсказуемостью погоды и других условий), вынуждает вкладывать много усилий в работу команды. 

К сожалению, мы видим много противоположных этому тенденций в традиционных, «кабинетных» программах по развитию лидерских навыков. Например, традиционный курс обучения может включать в себя лекцию по общим понятиям о работе руководителя в сочетании с предоставлением обратной связи о том, что каждый участник в своей нынешней должности делает хорошо, а что плохо, или коучингом для совершенствования недостаточно развитых навыков. Получается информативно, но участникам это не дает возможности выйти за пределы освоенных областей знания и оттачивать свои лидерские навыки в новой обстановке. Просто концентрируясь на общих принципах или рефлексируя по поводу своего поведения в прошлом, человек не получает возможности раскрыть свой новый, еще не используемый потенциал или научиться реагировать на незнакомые, неопределенные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем.

Примерно так же обстоят дела с «ретритами» для командного обучения руководителей: участники оказываются в среде, похожей на их повседневную рабочую обстановку (например, в конференц-зале). Новых инсайтов и развития такой подход почти не несет, потому что каждый просто следует твердо усвоенным привычкам и паттернам взаимодействия. Экспедиция естественным образом принуждает адаптироваться к новой ситуации. Это ее преимущество организаторы мероприятия в замкнутом пространстве могут использовать, если создадут для его участников новую обстановку, в которой существующие иерархии не так важны (это может быть, например, что-то совсем простое вроде квеста «выйти из комнаты»). Новый опыт заставляет пересмотреть свои привычки и раскрывает невыявленные резервы знаний, инсайтов и потенциала.

Целенаправленная подготовка. Мало кто отправится в экспедицию в неосвоенную местность без основательной (физической, логистической и духовной) подготовки к решению грядущих задач и без четких целей. Кроме того, сам по себе отъезд в экспедицию требует осмысленности и сосредоточенности, так как вынуждает людей прервать связь с привычным рабочим окружением (в прямом и переносном смысле). В результате люди более продуманно участвуют в происходящем и узнают что-то новое о деятельности и поведении руководителя и на своем, и на чужом примере. Такие откровения могут оказаться неожиданными.

Например, в наших экспедиционных курсах участвует много ветеранов военной службы — мужчин и женщин, от которых естественно ожидать, что им будет комфортнее руководить командой в отдаленном суровом районе и что они по умолчанию вызовутся на роль лидера. И все же эти учащиеся, воспользовавшись возможностью установить цели своего участия в экспедиции и обдумать, какие задачи в области своего развития они могут решить, часто пользуются шансом отказаться от руководящей роли и учиться руководить у товарищей по команде. Это позволяет бывшим военным лучше понять, как адаптировать свой командирский опыт к корпоративному миру.