«Сначала наденьте маску на себя» | Большие Идеи
Лидеры

«Сначала наденьте маску на себя»

Дарья Крячкова
«Сначала наденьте маску на себя»
Фото: Evgeni Tcherkasski / Unsplash

В периоды нестабильности большинство работников прежде всего хотят знать, что думает и говорит о происходящем их руководитель и какое развитие ситуации он может спрогнозировать. В такие моменты люди склонны искать поддержку, и для многих главной опорой становится работодатель. Роль лидера выходит на первый план. Но порой он чувствует себя так, будто оказался в свете софитов перед людьми, ожидающими ответов на вопросы.

Сначала «наденьте маску на себя», а потом уже помогайте команде

В сложных жизненных ситуациях я часто вспоминаю фразу стюардесс перед взлетом самолета: «сначала наденьте маску на себя, а потом — на ребенка». Перед любым рывком или стартом нового этапа работы с командой руководителю важно понять, как он сам себя чувствует, есть ли у него силы и энергия, которой придется делиться с людьми. Ведь лидер порой может одной фразой или жестом задать правильный настрой команде или наоборот — отбить всякое желание у сотрудников что-либо делать, вселив в их сердца растерянность.

Передышка. Если вы «не в ресурсе», не чувствуете сил, чтобы собраться и работать с коллективом, сделайте короткую паузу. В потоке дел и событий, важно не упустить момент, когда небольшая передышка жизненно необходима. На мой взгляд, лучше на несколько минут опоздать на встречу, потратив это время на восстановление сил, чем войти с «боем курантов» в кабинет и испортить разговор. Несколько мгновений тишины без отвлечения на почту и звонки уже помогают собраться с мыслями, перезагрузиться.

Физические потребности. Обычно график руководителя забит донельзя, ведь на его время претендует целая команда сотрудников. Конечно, нужно тщательно планировать, организовывать, контролировать свой рабочий день. Но, кроме этого, каждому необходимо успевать есть, спать, поддерживать себя в нормальной физической форме. И в период стресса это тоже становится работой. Иногда единственный способ организовать обед — это запланировать его в календаре телефона, иначе это время будет потрачено на что-то еще. Поэтому в сложные периоды лидеру важно сохранить свой ресурс, особенно когда речь идет не о коротком броске, а о длинной дистанции.

Отсутствие хороших новостей порой лучше, чем неизвестность

Принято считать, что, переваривая неприятные новости, человек проходит несколько стадий. Без первых из них — отрицания, гнева, торга, депрессии сложно перейти к последней: принятию и поиску решений. Люди пытаются разобраться в ситуации и понять, что будет дальше. Но в такие моменты руководители не всегда охотно общаются с командой, считая, что отсутствие четких ответов на вопросы делает встречу ненужной. Ведь обычно, думают они, сотрудники ждут от лидера полного понимания происходящего. Часто управленцы сами не хотят признавать, что степень неопределенности высока и они просто не знают, что говорить в данный момент. Но здесь важны не ответы на все вопросы, а демонстрация уверенной и спокойной позиции.

Три категории проблем. В кризис правильно концентрироваться на том, на что вы в силах повлиять, а не стараться преодолеть все возникшие сложности разом. Поэтому можно попробовать разделить проблемы на три категории: первая — «не понимаем, как решить, пока ищем способы», вторая — «знаем, как справиться, начали решать», третья — «уже разобрались и решили». На этой основе надо построить откровенный разговор с персоналом, больше внимания уделив тому, что уже сделано и решается, и коротко обозначив дальнейшие шаги. Ваша команда будет благодарна за такую беседу, и сотрудники начнут более спокойно смотреть на происходящее. А некоторые сами используют этот же способ борьбы с трудными ситуациями и применят подобную модель общения, общаясь со своими непосредственными подчиненными.

советуем прочитать

Об авторе

Дарья Крячкова — вице-президент по кадровой политике «Норникеля».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как люксовым брендам заработать репутацию этичного бизнеса
Гварланн де Кервиле,  Нико Хёвинк,  Элоди Жентина
Почему роботы не делают людей счастливее
Тобиас Шлагер,  Фабиан Ниндл,  Эмануэль де Беллис,  Эшли Уилланс