Без человека | Большие Идеи

・ Психология


Без человека

Мировоззренческая система человека

Автор: Дондурей Даниил

Без человека

читайте также

То, что вам нужно для роста

Фредерик Райххелд

Люди из реторты

Евгения Чернозатонская,  Николай Александров

Что нужно знать про работу корпоративной горячей линии

Галина Ефремова

Зарабатывать на благо общества

Дальзас Фредерик,  Менасе Давид,  Мухаммад Юнуc,  Февр-Тавиньо Бенедикт

Неосознаваемая, как мне кажется, профессиональным сообществом концептуальная драма российской экономики — в том, что она не воспринимает человека как думающего, переживающего, планирующего свою деятельность существа. Даже самые продвинутые экономисты из тех, к кому прислушивается власть, принимают в расчет только политические, международные, правовые и некоторые социальные отношения. Все, что связано с многообразной, часто не фиксируемой жизнью людей в социуме, они традиционно выносят за скобки. Ни культура, ни общественная психология, ни мораль практически не учитываются. Авторитетные эксперты не принимают во внимание мотивационную и тем более мировоззренческую системы человека, связанные с производством и потреблением разного рода смыслов: речь идет о ценностях, нормах, целях, запретах, стереотипах, моделях поведения — всем, что составляет понятие «культура». И это при том, что культурное своеобразие оказывает на экономику огромное, если не сказать решающее влияние.

Мне могут резонно возразить: экономика учитывает многие социальные характеристики людей. Да, это так, но большинство экономистов (именно они — главные проектанты будущего состояния общества) рассматривает человека как агрегированного участника хозяйственной деятельности — под тем же углом и в том же контексте, что и другие экономические составляющие: величину и качество банковских активов, производственные мощности, энергетические и иные ресурсы. Они наделяют человека несколькими важными — но исключительно демографическими — характеристиками: пол, возраст, образование, место жительства, наличие семьи, имущественный ценз, качество здоровья и жилья. Недемографические свойства людей чаще всего игнорируют, и это пагубным образом влияет на понимание природы многих экономических процессов, а следовательно, и на управление ими.

Как же связаны экономика и культура? Приведу пример. Каким бы парадоксальным это ни казалось, воровство в России в рамках национальных культурных матриц, по сути, не считается преступлением. Конечно, с точки зрения закона и представлений о должном, воровать — нехорошо. Но культура не маркирует эту деятельность как морально недопустимую. Не осуждает она и взяточничество, как, впрочем, и коррупцию: около 40% россиян убеждены, что коррупция в российском экономическом устройстве помогает решать многие актуальные проблемы. В частности, это довольно эффективный способ перебороть предельно формализованную, иначе не работающую систему, где требуется к примеру 704 дня для сбора документов на новое строительство (в то время как в Европе — 58, а в США — 40). Другой пример. Каждый из 77 млн человек, занятых в народном хозяйстве РФ, знает о существовании зарплаты в конвертах. «Так платят благородные работодатели, — скажет инженер, рабочий, офисный служащий. — Значит, они думают о нас!» В продвинутых, преуспевающих обществах это немыслимо — в России же в порядке вещей.

Не менее серьезная, можно сказать, табуированная проблема, напрямую связанная с состоянием национальной культуры и точно так же влияющая на экономику,  — состояние морали. Российское общество в настоящее время довольно аморально: я имею в виду не только зарегистрированную и латентную преступность, но и психологическую терпимость к насилию, нечувствительность к ценностным и поведенческим запретам, наплевательское отношение к личности, к самой жизни. При этом у нас ощущается острейший дефицит доверия — важнейшего ресурса современной экономики. Согласно последним исследованиям, 59% россиян не доверяют друг другу, около 70% — не доверяют бизнесменам, а 82% — выступают за национализацию крупных предприятий. Скрывающиеся за этими цифрами поведенческие модели не обсуждаются и не анализируются учеными, общественными деятелями, политиками.

Я глубоко убежден: если экономисты не начнут учитывать мировоззренческие факторы человеческой деятельности, не перестанут воспринимать думающего индивида только как предмет социальной опеки или политического манипулирования, не попытаются понять и скорректировать его многомерный мотивационный мир, наша страна в своем развитии очень скоро зайдет в тупик. Ведь власть воспринимает экономику, культуру, человека — саму жизнь — точно так же, как и ее эксперты.