Вранье в отчетах как часть корпоративной культуры | Большие Идеи

・ Психология

Вранье в отчетах как часть
корпоративной культуры

Глядя на красивый отчет, задумайтесь, не вранье ли в нем.

Автор: Александр Хайтин

читайте также

Запутались в стратегии? Попробуйте математику

Грэм Кенни

Ваш враг усталость

Тони Шварц

Сооснователь Intuit Скотт Кук: «Мы помогаем избавиться от ненужных привычек»

Дэвид Чемпион

Каскад влияния*

Уоттс Дункан

Отчетность должна выглядеть красиво, особенно если менеджер хочет получить премию и повышение, а не взыскание и увольнение. К сожалению, сплошь и рядом в красивую обертку оказываются завернутыми искаженные данные, а иногда и откровенная липа. При этом вранье в отчетности редко является самодеятельностью одного отдельно взятого менеджера. Зачастую оно становится негласной частью корпоративной культуры.

В компаниях, ведущих проектную деятельность, мне неоднократно приходилось обнаруживать неформальные запреты на ввод в систему учета полной фактической информации о трудозатратах. Вместо решения простой задачи фиксации использования рабочего времени на проекты в целом или отдельные задачи, менеджмент занимается «кройкой и шитьем» отчетности.

Как это делается? Допустим, проект A продан дорого и в нем есть резерв бюджета, а проект B продан на грани убыточности. По содержанию проекты крайне схожи. Поскольку в компании «не принято» делать проекты в убыток, на бумаге трудозатраты по проекту B вдвое ниже, чем затраты по проекту A. Когда же дело доходит до фактической реализации, отчетность обоих проектов «корректируется», чтобы оба выглядели прибыльными — на проект A записывается часть трудозатрат по проекту B.

Еще более интересная картина складывается при учете простоя работников. Даже в очень эффективной компании случаются простои. Однако видеть в отчете графу, которая прямо говорит об этом, руководству неприятно. И тут в ход идут ограничения и запреты. Мне известны случаи, когда в систему учета рабочего времени было заложено ограничение на различные непроизводственные затраты времени (обучение, простой и т.п.). Следствием такого ограничения было формирование красивой, но недостоверной отчетности. А для менеджеров стала привычной практика договариваться между собой о том, на какой проект списать тот или иной простой.

Также часто встречаются административные и технические запреты на фиксацию отклонений фактических показателей от плановых. Нередко ради этого затягивают утверждение плана до завершения периода. К этому моменту факт и план совпадают, что и требуется для красивой отчетности. Техническое решение, которое не позволяет ввести фактические трудозатраты, превышающие плановые, также встречается довольно часто, обеспечивая на бумаге полное соответствие плана и факта.

В результате подобных манипуляций отчетность, вместо того чтобы быть инструментом анализа для принятия решений, становится формальностью, средством демонстрации дисциплинированности и лояльности менеджеров. Немаловажный побочный эффект этого — крушение корпоративной этики, поскольку в практику вводятся подтасовки или, говоря простыми словами, вранье.

Особенно печально видеть, когда на фоне недостоверной отчетности и двойной бухгалтерии (в планах и отчетах одно, в реальности — совсем другое), начинаются проекты по совершенствованию, оптимизации и автоматизации управления. Их судьба практически предрешена.

Поэтому хочу обратиться к руководителям: глядя на красивый отчет, задумайтесь, не вранье ли в нем. Вспомните, зачем он вам нужен.