Почему воруют в вашей компании? | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Почему воруют в
вашей компании?

Владельцы «серых» и «черных» бизнесов сами роют себе яму: деньги прилипают к рукам менеджмента, а чиновники готовы съесть компанию целиком.

Автор: Петров Сергей

Почему воруют в вашей компании?

читайте также

Сетевое кафе экспериментирует с Facebook

Дарем Эмили,  Утпал Дхолакия

Деловой завтрак «Российские компании в социальных сетях: лучшие практики»

Осталась лишь усталость

Ирина Пешкова

Сохраняя энергию стартапа: как Amazon изменил процесс внедрения инноваций

Алекс Кантровиц

Я верю, что компания, не использующая черных и серых схем, в долгосрочной перспективе более эффективна. На короткой дистанции за счет ухода от налогов можно вырваться вперед и заработать какие-то деньги — но вся беда в том, что при этом неминуемо происходит деградация персонала. Люди справедливо считают: если работодатель грабит государство, то почему бы нам не ограбить работодателя? Они выстраивают собственные схемы. И если впоследствии вы как владелец решите сделать свой бизнес абсолютно прозрачным и отказаться от всяких схем, вряд ли у вас в компании будут воровать меньше. Люди будут уже избалованы левыми «приработками», и вам придется почти всех заменить.

Поэтому честному предпринимателю лучше с самого начала отбирать честных людей и внушать им свой подход к бизнесу. Если владелец не ищет легких путей, а устанавливает правила игры, которые направлены на «выжимание тяжелых фракций», требует от компании полной отдачи, тонкой настройки каждого процесса, вытеснения любой непродуктивности, у него получается совсем другая организация. Он вкладывает деньги в подготовку кадров, и люди понимают: деньги надо зарабатывать, используя свою квалификацию, а не брать «где плохо лежит». Напротив, всякий, кто зарабатывает серыми схемами, как бы дает сотрудникам сигнал: «Ребята, нас не интересует постановка бизнес-процессов, да и вообще сам бизнес, мы за деньгами».

К нему приходят и задерживаются люди, которые хотят того же самого — быстрых денег.

В итоге бизнес получается, как у госкомпании: каждый на своем месте только и думает: как бы мне отвести от денежного потока свой ручеек. При столкновении с истинной конкуренцией, например на западном рынке, такие компании с треском проваливаются, но свои неудачи они, как правило, оправдывают рассказами вроде «нас туда не пускают».

У «серой» фирмы коррозия быстро расползается по всем функциям. В отделе закупок начинают требовать откаты от поставщиков, сейлзы торгуют своим правом дать скидку, кадровики закрывают глаза на «мертвых душ». И когда болезнь зашла достаточно далеко, менеджмент уже не в состоянии с ней бороться. Начальники предпочитают не замечать, что творится у них под носом, ведь если продажи приносят какую-то прибыль, легче всего махнуть рукой и закрыть глаза на злоупотребления.

Гораздо тяжелее заниматься бизнес-процессами: надо воспитывать людей, быть нетерпимым к любым неофициальным заработкам, кого-то увольнять. Как правило, «левые» операции первыми осваивают весьма эффективные люди, хорошие профессионалы — но особого сорта. Они прямо или косвенно дают вам понять: я зарабатываю деньги для компании, а прочее вас не касается. Постепенно такое отношение распространяется на всю организацию, и персонал забывает, что можно работать иначе.

Принимая решение вести бизнес «в белую», человек руководствуется одним-единственным соображением: так лучше в долгосрочном плане. Переучиться «из серого в белый» за два дня невозможно, ведь в прозрачном бизнесе снизу ­доверху все иначе: другие люди, другая культура, другая атмосфера, другой дух.

В нынешней российской действительности конкуренция между компаниями в основном сводится к тому, кто больше уведет у государст­ва. В России всего 35% компаний платят белую зар­плату. Если бы речь шла об отдельных нечестных предпринимателях, таких было бы 5—10%. Но сейчас сложилась система, когда платить налоги крайне невыгодно, и даже выплата белой зар­платы делает бизнес неконкурентоспособным. Уход от налогов превратился в массовое явление, потому что у людей нет ощущения справедливой игры, они не верят, что права собственника бизнеса хоть чем-то гарантированы. Из-за наших судов, где сидят Боровковы, Сташины и прочие «данилкины», люди не верят, что есть хотя бы минимальные гарантии собственности. Все, что им принадлежит, завтра может быть отнято каким-нибудь хищным и циничным чиновником. Поэтому предприниматели даже не ставят перед своим бизнесом цели пережить своего создателя. Нынешняя формула конкуренции: «умри сегодня, а я завтра». В такой парадигме прийти и отнять кошелек становится естественным правом сильного.

Задача задач — снизить уровень государственной коррупции. Радикальными методами, ведь болезнь зашла слишком далеко, то есть спасти больного может только хирургическое вмешательство. Действия властей по искоренению коррупции должны быть крайне резкими — вплоть до закрытия целых департаментов. Многие чиновники дисквалифицировались настолько, что кроме как поборами вообще ничем заниматься не могут. В той же налоговой есть сотрудники, которые приходят на предприятие и говорят: «Показывайте, что у вас здесь не так. Пока вы не покажете свои нарушения, не уйдем». Произошла полная профессиональная деградация.

Инспекции занимаются откровенным вымогательством. В своей работе они постоянно ­изобретают всякие новшества, вроде оценки этичности сделок, доначисления за давно прошедшие события и прочего. Но в целом для бизнеса налоговые органы погоды не делают, они всего лишь инструмент несправедливого государства с неправильными законами.

Мы в профильном комитете Госдумы примерно раз в две недели вносим поправки в Налоговый кодекс. Понятно, насколько непросто бизнесу работать в таких условиях. Практика частых изменений идет от правительства, от главной Думской фракции. Инициаторы этих поправок каждый раз, сделав что-то нелепое, извиняются: «Сейчас мы еще что-то поменяем, исправим».

И это им сходит с рук, потому что у наших законов и поправок нет лица, нет общеизвестного имени. У американцев есть поправка Джексона-Вэника, которую Россия требует отменить уже много лет. А у нас разве можно «вызвать на сцену» автора какого-то закона? Где тот «веник», у которого можно спросить: что же ты в этом законе написал? Дума принимает множество сложных по­правок практически без обсуждения — отсюда их низкое качество. Налоговое законодательство в первую очередь нуждается в упрощении, и для этого требуется сильная воля.

Если государство действительно хочет улучшить климат для бизнеса, оно должно оставить несколько понятных для всех налогов. А налоговый инспектор должен быть не только квалифицированным клерком, но и понимать, что он работает не для того, чтобы бизнес «прижать».

Наоборот, помогает ему расти, расцветать и становиться все более конкурентным. Пока в предпринимателе видят врага, налоговая инспекция считает, что управляет государством. Но основа государства — это бизнес. Надо, чтобы наши правители чувствовали себя не офицерами каких-то спецслужб, а людьми дела, то есть бизнесменами. И тогда появится если не гарантия, то хотя бы надежда, что во взаимоотношениях государства и бизнеса что-то изменится.