Женщины под угрозой | Большие Идеи
Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Женщины под угрозой

Вишал Гупта , Дэниел Турбан , Сандра Мортал
Женщины под угрозой
CRISTINA MARX/EYEEM/GETTY IMAGES

Мэри Барра, Мэг Уитман, Индра Нуйи – этим трем женщинам удалось успешно пробить «стеклянный потолок» и стать генеральными директорами крупных компаний. В высшем руководстве корпораций по-прежнему мало женщин, однако в последнее время растет интерес к вопросу о том, отличается ли опыт мужчин и женщин, занимающих высшую должность.

Мы провели исследование и изучили, одинаково ли относятся к мужчинам и женщинам на посту гендиректора инвесторы-активисты, требующие от фирм полностью или частично менять стратегию и решения. Результаты показывают, что женщины подвергаются большей угрозе со стороны инвесторов-активистов, чем мужчины.

На американских финансовых рынках растет активность акционеров. Большинство менеджеров относятся к активистам враждебно, так как те публично выражают неудовлетворение высшим руководством и требуют изменений. Например, в 2008 году акционеры-активисты Yahoo потребовали, чтобы компания приняла предложение о покупке со стороны Microsoft, хотя это и не соответствовало стратегии CEO Yahoo в то время. Айрин Розенфельд, экс-гендиректор крупнейшего производителя продуктов питания Mondelez, назвавшая активистов «игроками в воображаемый футбол» в противовес тем, кто «реально выходит на поле», в 2015 году отмечала, что «советовать другим действовать определенным образом любят те, кому не надо делать это самим».

Очень часто истории об инвесторах-активистах, обсуждаемые в СМИ, связаны с тем, что крупный инвестор говорит CEO, что ему делать. Однако иногда несколько инвесторов-активистов предпринимают так называемую «атаку волчьей стаей» и одновременно нападают на компанию. К известным примерам подобных нападений в последние годы относятся истории с Darden Restaurants (которой принадлежит сеть Olive Garden) и PetSmart. Активистам запрещено законом объединяться против менеджмента, не раскрывая публично свои намерения. Но поскольку доказать сговор активистов сложно, им часто удается объединиться.

Нам хотелось узнать, влияет ли пол гендиректора на вероятность атаки со стороны инвесторов-активистов. Ознакомившись с академической литературой на эту тему, мы выдвинули три вероятных, но конфликтующих между собой предположения.

  • Нет, к мужчинам и женщинам не относятся по-разному, потому что инвесторы-активисты «не различают пол». Поскольку инвесторов интересует главным образом максимизация стоимости их вложений в компанию, им безразличен пол CEO. Они сделают компанию мишенью независимо от того, возглавляет ее мужчина или женщина, исходя исключительно из ее результатов.
  • Да, CEO-женщины становятся мишенью реже, потому что инвесторы относятся к женщинам более благосклонно. Учитывая все препятствия, которые приходится преодолевать женщинам, чтобы стать CEO, они кажутся более компетентными, чем мужчины, и лучше управляют компаниями. Поэтому они с меньшей долей вероятности будут подвергаться нападкам со стороны акционеров-активистов.
  • Да, CEO-женщины чаще становятся объектом атак, так как инвесторы «думая о менеджере, подразумевают мужчину». Согласно гендерным стереотипам, люди чаще наделяют менеджеров мужскими, а не женскими чертами. Многие научные исследования показывают, что качества, ассоциируемые с ролью менеджера (решительность, агрессия, дух соперничества), часто противоположны качествам, которые ассоциируются в нашем обществе с женщинами. Такие гендерные стереотипы создают впечатление, что женщины не годятся на роль менеджеров, и поэтому инвесторы-активисты чаще вмешиваются в дела компаний, возглавляемых женщинами.

Итак, если активистам безразличен пол, они относятся к полу CEO нейтрально. Если активисты считают женщин более компетентными менеджерами, чем мужчин, они будут отдавать предпочтение CEO женского пола. А если им кажется, что мужчины больше подходят для руководящих должностей, то будут меньше вмешиваться в работу CEO-мужчин.

Мы выдвинули гипотезу, что истинным будет третье предположение: на наш взгляд, инвесторы подвержены распространенному предубеждению, связанному с гендерными стереотипами, и скорее будут атаковать CEO-женщин, чем мужчин. Гендерные стереотипы широко распространены и оказывают значительное влияние в двусмысленных ситуациях, часто возникающих, когда решения CEO пытаются связать с показателями деятельности компании.

Чтобы проверить свою гипотезу, мы проанализировали данные о 3026 крупных американских компаниях за период c 1996 по 2003 годы. Нам удалось установить деятельность инвесторов-активистов с помощью записей Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (SEC). Акционеры, которые приобрели более 5% акций с правом голоса в публичной компании с намерением влиять на ее руководство, обязаны заполнять специальную форму 13D. В своей выборке мы обнаружили 1500 заполненных форм для 1090 компаний.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Аватар расправил плечи
Юлия Фуколова
Неформальные сети для большого улова
Вайсс Ли,  Жанна Лидтка,  Роб Кросс
Учиться у дизайнеров
Мария Сташенко