Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»
Лучше один раз увидеть?
Вос Кэтлин , Роуз Нил
Не новость, что все мы любим задним числом придумывать объяснения. Психологи называют это ложной ретроспекцией — людям часто кажется, что они угадали истинную подоплеку прошлых событий. Проведенное нами исследование свидетельствует о том, что в последние годы эта склонность усилилась. И виной тому — обилие получаемой нами визуальной информации, проще говоря, картинок, показывающих схему действий или процессов, в том числе в виде компьютерной анимации.
Занявшись количественным анализом того, насколько выросла предрасположенность к «предвидению» известного прошлого, мы обнаружили, что она проявляется и в отношении неизвестного, то есть будущего. Мы назвали это эффектом предопределенности. Оказалось, что, воспринимая информацию визуально, человек склонен переоценивать вероятность наступления определенных последствий тех или иных событий.