Вперед, к перестройке! | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вперед,
к перестройке!

Чтобы организации сохраняли силу и значимость, они должны непрерывно меняться.

Автор: Уайт Майлз

Вперед, к перестройке!

читайте также

Благоденствие сотрудников: движение по кругу

Сергей Филонович

Почему финансовые цели не мотивируют команду

Лиза Ерл Маклеод,  Элизабет Лотардо

Как менеджеру сформировать круг доверенных лиц

Александр Лазуткин

Пять приемов для сложных переговоров

Михаил Носов

Поражение — это не смертельно, а вот неумение меняться вполне может стать роковым». Так говорил Джон Вуден, легендарный тренер баскетбольной команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Благодаря способности постоянно подстраиваться — под новых игроков, новых соперников и новые техники игры — он за 12 сезонов десять раз приводил свою команду к победе в национальном студенческом чемпионате.

В мире бизнеса руководители постоян­но сталкиваются с комплексными изменениями: старение населения, рост среднего класса в странах с развивающейся экономикой, технологический прогресс. Стабильной работы уже недостаточно для поддержания компании. Чтобы организации сохраняли силу и значимость, они должны непрерывно меняться.

Через реорганизацию прошли такие испытанные временем лидеры, как IBM, Xerox и Samsung. За сто лет IBM преодолела путь от производства арифмометров до создания персональных компьютеров и позже до предоставления сервисных услуг, которые приносят ей сейчас основной доход. На заре своего существования Xerox так прочно ассоциировалась с фотокопирами, что ее название не только стало именем нарицательным, но и породило глагол «ксерить». Затем компания разработала технологию Ethernet и сегодня успешно конкурирует в таких областях, как производство оборудования для продажи билетов на общественный транспорт и разработка систем управления электронным документооборотом. Еще десять лет назад Samsung славилась только бытовой электроникой. Сегодня компания ярко проявляет себя во многих сферах: передовые технологии, строительство, нефтехимия, мода, медицина, финансовые услуги и гостиничный бизнес.

Такой разворот был целью Abbott. Пятнадцать лет назад мы поняли, что нужно меняться, и с тех пор перестройка занимает центральное место в нашей стратегии. В результате наш доход вырос больше чем втрое, а такие показатели, как рост прибыли и доходность вложений инвесторов, стали одними из лучших в отрасли. Мы уяснили: нужно отбросить гордость и перестать следовать принципу «мы лучшие в своем деле» — он ослепляет, мешает увидеть, что миру и потребителям нужно что-то новое, и связывает по рукам и ногам.

Две составляющие перестройки в равной степени трудны для воплощения и зависят от способности оценивать ситуацию. Во-первых, люди, пристально изучающие горизонт в поисках ­первых признаков перемен, должны отличать важные и устойчивые тенденции от недолговечных и незначительных. Во-вторых, те, кто принимает решения, должны осознавать: пусть в краткосрочной перспективе финансовые показатели пострадают, перестройка заложит основу для ­долгосрочного преимущества. В таких условиях давление со стороны акционеров, требующих «обеспечить прибыль в следующем квартале», воспринимается как данность. Задача директора — противостоять этому давлению, держа в уме путь развития отрасли на ближайшие пять-десять лет.

Подобными соображениями мы руководствуемся, продолжая перестраиваться. Недавно мы сделали самый радикальный ход за всю нашу 125-летнюю историю: перезапустили крупнейшее подразделение — фармацевтическое, выделив его в отдельную компанию. На этом мы не останавливаемся. Никогда еще наша организация не работала на стольких рынках и не была так ориентирована на потребителя, как сейчас, и мы понимаем, что в новых условиях наша модель выхода на рынок должна отличаться от прежней, нацеленной исключительно на фарминдустрию. Мы больше не можем полагаться на стандартизированные глобальные программы — каждой стране нужен свой подход. Точно так же пора перестать ориентироваться на товарные марки и начать инвестировать в мощный и масштабный корпоративный бренд.

Эти перемены сопряжены с немалыми рисками. Но, как говорил, Джон Вуден, «успех никогда не бывает окончательным, поражение никогда не бывает смертельным. Главное — смелость».