«Слишком доступный» начальник | Большие Идеи
Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Слишком доступный» начальник

Маура Томас
«Слишком доступный» начальник
Иллюстрация: HAYON THAPALIYA/HBR STAFF

Контроль над своим вниманием к важным вещам — ключ к осмысленной жизни.  По результатам неформального опроса моих клиентов, сложнее всего управлять собственным вниманием из-за проблем других людей. Лидерам сложно отключиться от проблем своей команды даже на короткое время. Главные причины: они боятся, что без них «встанет важная работа», и считают, что всегда должны быть готовы принимать решения и вести членов команды.

В этой статье я хочу подробно рассказать о том, как научиться контролировать свое окружение. Руководители постоянно нужны своей команде, они отмечают, что из-за этого не хватает времени на самую важную вещь — размышление. Слишком мало времени остается на то, чтобы смотреть вперед, изучать пути, представлять разные сценарии и в целом продумывать стратегию организации. Хуже того, когда приходится постоянно отвлекаться, страдает сама способность к размышлению. Сокращается продолжительность концентрации внимания, медленное мышление замещается быстрым.

Как выделить время и пространство для размышлений, выполнять важную работу и в то же время оставаться наставником для членов своей команды и направлять их работу? Я предлагаю своим клиентам четыре стратегии, которые помогут найти баланс.

Проводите разбор полетов, а не просто советуйте. Наставничество — важная роль лидера. Руководитель помогает сотрудникам расти внутри компании. Однако больший эффект дают не советы руководителя по поводу той или иной задачи, а возможность получить собственный опыт успехов и неудач, а затем обсудить это с наставником.

Начинайте плановые обсуждения, например, так: «С какими трудностями вы столкнулись на этой неделе и как справились с ними? Насколько хорошо у вас это получилось?»

Если вас волнует, понимают ли члены команды, с какими вопросами нужно идти к вам, а какие решать самостоятельно, обратитесь с следующей стратегии.

Обозначьте границы. Иногда сотрудникам сложно определить, с чем они должны справиться сами и когда следует обратиться за помощью. Проблема стоит не так остро, если в компании каждый сотрудник точно знает свою роль и то, какие ошибки в рамках этой роли не критичны.

Такая ясность дает еще одно преимущество — люди могут мыслить творчески в непредсказуемых обстоятельствах. Например, сотрудники клиентской службы компании Zappos знают, что их главная роль — угадывать и превосходить ожидания клиентов. Когда они принимают решения исходя из этого, их поощряют в любом случае. Клиентская служба Zappos прославилась, например, историями, когда покупателям доставляли цветы или заказывали пиццу. Благодаря такому подходу о компании упоминают в прессе, клиенты относятся к ней лояльно, и организация в целом преуспевает.

Регулярно встречайтесь с непосредственными подчиненными и назначайте конкретное время для встреч с остальными. Вы нужны вашей команде, необходимо обязательно уделять им время, наставляя и помогая в различных вопросах. Такова идея политики отрытых дверей. Но ее часто понимают ошибочно, считая, что двери должны быть открыты всегда. А смысл в том, чтобы выделять определенное время, когда вы доступны для своей команды.

Каждую неделю отводите в графике время для каждого из подчиненных. Если сотрудники имеют право принимать собственные решения, понимают зону своей ответственности и знают, в каких случаях нужно обращаться к вам, они будут оставлять свои вопросы до вашей еженедельной встречи. Команда станет самостоятельнее, и вы будете реже отвлекаться.

Если ваша компания не очень велика, то можно обратить внимание и на тех, кто находится на один или несколько уровней управления ниже — выделить «приемные часы», когда подчиненные могут с вами встретиться. Это улучшает настрой и повышает вовлеченность сотрудников, ведь они знают, что могут обратиться (по уважительной причине) к «начальнику их начальника». Если вы хотите больше контролировать свое время, то есть и другой способ — подходить к подчиненным самостоятельно.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать