Подобное подобным | Большие Идеи

・ Управление персоналом


Подобное подобным

Зачем учиться управлять поведением людей.

Автор: Елена Евграфова

Подобное подобным

читайте также

Беда нас сплотила...

Дэниел Макгинн

Руководители тоже смертны и должны с этим смириться

Манфред Кетс де Врис

Особая цена: как сделать персонализированное предложение

Вернер Райнарц,  Нико Виганд,  Юстус Хаукап

3 человека + 1 компьютер = самый точный прогноз

Зайферт Матиас,  Хадида Аллегре

Люди — существа иррациональные, чего же удивляться тому, что количественные методы управления постоянно дают сбои. Можно бесконечно шлифовать формулы и корректировать расчеты, но, как только в действие вступает человеческий фактор, все идет насмарку. Люди сплошь и рядом поступают наперекор собственным интересам, здравому смыслу и, соответственно, прогнозам. В итоге изящная, логичная бизнес-модель скосо-бочивается, а то и вовсе заваливается, цифры рассыпаются, принося бизнесменам разочарование и убытки.

Выход один — научиться управлять поведением людей. Гипотетически это не так уж сложно, тем более что народ сегодня слабоват: придавлен стрессами, сбит с толку тревогами, не способен на спонтанные мысли, эмоции и поступки, во всем привык полагаться на авторитеты, то есть, говоря языком Эриха Фромма, морально и ментально искалечен и, значит, весьма податлив. Остается вычислить уязвимые точки людей, понять, чье мнение для них авторитетно, и дальше тонко и творчески воздействовать на них. А для этого хорошо использовать не только левое, но и правое полушарие мозга. Осознав это, западный бизнес начал активно рекрутировать в свои ряды выпускников художественных вузов.

Однако, как часто бывает в менеджменте, в тот момент, когда мы убедились сами и убедили других в том, что нашли безупречный прием, он сразу же дает осечку. Покупатели вдруг перестают откликаться на завораживающие, бередящие душу маркетинговые ходы и направляются, например, туда, где им предлагают товары и услуги, практически молча, ну или апеллируя к рассудку — не к чувствам. Правда, кто-нибудь из «продвинутых» маркетологов обязательно увидит в этом просто более тонкое манипулирование и объяснит, скажем, мою симпатию к марке Z вовсе не тем, что ее лекала идеальны для моей фигуры, а цены не ос-

корбительны для моего здравого смысла, а тем, что компания Z по-настоящему тонко играет на моих комплексах.

Может, и так. А может, это отражение совсем свежего тренда, суть которого в отрицании авторитетов и «правильных» моделей жизни. Уже не только авангардное искусство, но и голливудский мейнстрим продвигает идею, что тот, у кого «все не как у людей», — совсем не обязательно неудачник, а, вполне возможно, как раз настоящий чемпион, потому как идет своим собственным уникальным путем, не растрачивая жизнь на то, чтобы соответствовать ожиданиям авторитетов, будь то начальник, папа с мамой или сам Господь Бог.

Голливуд — это страшная сила, еще несколько лет такой пропаганды — и самая активная часть социума перестанет беспокоиться о том, «что люди подумают», и тогда манипулировать их потребительским поведением станет намного сложнее. Однако роль правого полушария в этом случае только возрастет, поскольку именно оно помогает по-настоящему понимать, чувствовать другого человека и импровизировать, на ходу подстраиваясь под его меняющиеся приоритеты.

Вот только стоит ли вводить в программу бизнес-школ спецкурсы по развитию воображения и творческого осмысления действительности? Хотя такие предложения звучат все чаще, берусь утверждать, что есть путь гораздо более приятный и эффективный: просто полюбить искусство (не путать с шоу-бизнесом) — лучший способ познавать мир с помощью эмоций.