Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte. Часть II | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte.
Часть II

Лайфхаки об управлении потенциалом сотрудников в эпоху новых технологий, изменение лидерских ролей и растущий запрос команд на обновление устаревших процессов — тренды глобального рынка труда в отчете Deloitte

Автор: Анастасия Пушкарева

Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte. Часть II
Фото: Campaign Creators / Unsplash

читайте также

«Уважение — не роскошь, если вы просите людей рисковать собой»

Зейнеп Тон,  Сара Кэллок

Служба такси должна измениться, чтобы не прогореть

Рафи Мохаммед

Что нужно знать, чтобы стать хорошим слушателем

Сара Грин Кармайкл

Прежде чем рассказать анекдот...

значительные изменения. То, что ранее лежало в основе управления персоналом и помогало анализировать бизнес-результаты, требует перестройки: новые технологии стирают границы между различными сферами и усиливают важность междисциплинарного подхода к решению задач. Для того чтобы помочь руководителям сориентироваться в ситуации неопределенности, международная консалтинговая компания Deloitte в апреле 2025 года выпустила новый отчет Global Human Capital Trends. В рамках исследования аналитики сосредоточились на вопросах, которые помогут лидерам принимать важные решения в будущем:

  • как реализовывать все рабочие задачи и при этом оптимизировать процессы;

  • как искать кадры, развивать и мотивировать команды;

  • какая культура поможет обеспечить эффективную работу компании.

Исследователи опросили 10 000 руководителей предприятий и кадровых служб из разных отраслей и секторов экономики в 93 странах. Deloitte в этом году также учитывал мнение рядовых сотрудников, менеджеров среднего звена и топ-менеджеров, чтобы выявить возможные расхождения между представлениями лидеров о человеческом капитале и реалиями работников. Кроме этого, исследователи провели более чем 25 интервью с руководителями компаний, которые сегодня задают тренды. «Большие идеи» публикуют обзор второй части исследования. С первой его частью вы можете ознакомиться по ссылке .

Опыт или компетенции?

В большинстве случаев новые сотрудники не отвечают потребностям бизнеса и не могут привнести в компанию компетенции, которые им нужны, утверждают 66% опрошенных Deloitte руководителей. Сегодня, чтобы попасть на работу даже на начальную позицию, необходимо иметь опыт в профильной сфере от двух до пяти лет.

Рождается противоречие — лидеры боятся нехватки талантов, а работники не видят перспектив в поиске работы из-за завышенных требований работодателей. Рынок требует новых подходов и от соискателей, и от работодателей.

Исторически сложилось так, что компании создавали условия для обучения и развития сотрудников, со временем «выращивая» специалистов с начального уровня до необходимого. Но сегодня этот подход для многих работодателей неприменим. Функционал каждой позиции все чаще требует определенной специализации, умения решать сложные кейсы и здравого подхода к задачам — эти компетенции сложно самостоятельно приобрести, если сотрудник не узнал это на практике в какой-либо из компаний. Тем более, что многие начальные позиции закрываются: часть функций отдается на аутсорс, другая автоматизируется. Это во многом связано с тем, что компании сегодня стремятся к снижению затрат и повышению гибкости своей организационной структуры, чтобы отвечать на вызовы рынка и сохранять конкурентоспособность.

Компаниям стоит объединить усилия по поиску сотрудников с обучением для потенциальных членов команды. Создавая кадровый резерв, они обучают соискателей, давая им те навыки, которые помогут быстро адаптироваться и включиться в процессы при выходе на работу конкретно в эту компанию. Организациям в этом контексте стоит задуматься:

  • о связке опыта и образования . Степень важна, но навыки и знания также характеризуют соискателя и показывают, насколько он подходит для работы на конкретной позиции;

  • о разнообразии инструментов подбора . Расширьте воронку, убрав обязательное требование о необходимом стаже, например. Так вы сможете увидеть больше многопрофильных специалистов на рынке и найти тех, кто вам необходим, ведь наличие навыков не всегда напрямую коррелирует со стажем;

  • о развитии программы стажировок . Стажеры, как правило, переходят в штат быстрее и остаются работать в компании дольше, чем сотрудники, нанятые через сторонние сайты и другими способами;

  • о целевой работе с потенциальными сотрудниками . Вы целенаправленно обучаете будущего члена команды, вводите в контекст специфических задач, выделяете наставника для регулярной работы и получаете вовлеченного и погруженного в ваши процессы работника после окончания учебы;

  • о сотрудничестве с университетами . Именно там находятся ваши будущие коллеги. Студенты более охотно пойдут к вам на стажировку или целевое обучение, если у них уже будет позитивный опыт взаимодействия с компанией.

Измерение инноваций

Ежедневно руководители сталкиваются с огромным количеством новых технологий, к выбору которых им нужно подойти разумно: эти инновации должны обеспечить наилучший результат и для персонала, и для бизнеса. Когда приходится выбирать из сотен вариантов, предлагающих схожий функционал, сложно сделать окончательный выбор. Именно здесь возникает вопрос ценности технологии, которую нужно сначала понять самим, рассчитать целесообразность инвестиции в нее, а затем убедительно донести это до совета директоров и внедрить в компанию.

Главной сложностью является определение количественного эффекта от использования новых технологий. Например, вы планируете внедрить инструмент, который позволит сотрудникам экономить 30 минут своего времени в неделю. При стандартном подходе вы посчитали бы экономию времени по всей компании, выявили число сотрудников, которые отрабатывают полный рабочий день, и предложили бы сократить численность персонала. Хотя потенциально эти 30 минут можно было бы использовать для работы с выгоранием команд или обучения по работе с инновационными продуктами, что могло бы в перспективе дать больший эффект, чем увольнения.

Попробуйте отказаться от традиционной схемы работы с инвестициями и вместо нее составьте портфель проектов таким образом, чтобы убытки от тех инициатив, которые провалятся, компенсировались результатами успешного внедрения других. А чтобы помочь сотрудникам улучшить их рабочий опыт с помощью инноваций, отслеживайте, как новые подходы влияют на их результаты. Ценность технологий определяется не только прямыми затратами на их внедрение, но и функциональными изменениями структуры компании, которые позволяют инновациям давать ожидаемый результат.

На волне мотивации

Ценностное предложение работодателя (EVP) отражает причины, по которым люди приходят работать в компанию и остаются в ней. Пересмотр EVP из-за активного внедрения ИИ, вероятно, будет иметь важное значение для достижения значимых результатов как для персонала, так и для бизнеса.

Некоторые организации считают, что их ценностное предложение отражает мотивацию сотрудников и ее не нужно дополнительно стимулировать. В действительности, только понимая и используя мотивацию на индивидуальном уровне, мы можем по-настоящему повысить производительность. Это позволяет побуждать людей делать то, что они не очень хотели, повышать качество своей работы и объединять специалистов в команды для достижения наилучшего результата.

Большинство сотрудников (78%) четко понимают, что ими движет, но только треть (33%) считают, что их компании и руководство знают о том, что для них важно. Лидеры (67%) осознают необходимость работать с индивидуальной мотивацией и исходить во взаимодействии с командами из их навыков, моделей поведения, увлечений и многого другого.

Конечно, руководители могут начать с анализа данных, которые сотрудники предоставляют открыто — например, по итогам прохождения опросов. Но эта информация не может считаться истиной в последней инстанции, потому что многие могут быть не готовы полностью поделиться своими чувствами, боясь негатива со стороны руководства. Кроме того, далеко не все раскрывают настоящие мотивы своих действий — иногда они остаются загадкой даже для самого человека.

При использовании современных средств сбора персональных данных лидерам необходимо учитывать, что их команды заинтересованы в сохранении конфиденциальности. Они также хотят быть уверены, что информация будет использована в их интересах: 69% опрошенных одобряют пассивный сбор метрик, если это поможет руководителям осознать потребности команд и сделать коммуникацию внутри них более эффективной.

Для продвижения персонализированного подхода к мотивации компании могут работать в трех направлениях:

  • персонализация на уровне «менеджер — сотрудник». В Unilever, например, привычной практикой становится разработка индивидуальных «Планов на будущее», которые включают в себя траекторию развития работника в течение 18 месяцев, в том числе и за пределами компании. Мотивации и цели членов команды обсуждаются в личных разговорах с руководителями, которые после этого помогают сотруднику достичь запланированного с помощью обучения, менторства, коучинга и других инструментов;

  • модульное взаимодействие — практически как в кофейне: берете напиток и выбираете, какой сироп и топпинг добавить, чтобы было вкусно именно вам. Так, многие компании используют этот подход при формировании премий: например, предлагают выбрать между низкой зарплатой и высоким бонусом или высокой зарплатой с незначительным бонусом. Сотрудник может остановиться на том, что комфортнее для него и удовлетворения его потребностей. Это повышает его мотивацию работать дальше;

  • технологические инструменты : сбор поведенческих и эмоциональных данных для создания персонализированного опыта конкретного сотрудника. Например, через IHP Analytics торговое предприятие отслеживало уровень стресса продавцов и соотносило их с показателями продаж. Высокий уровень переживаний негативно сказывался на прибыли, поэтому таким сотрудникам направлялись индивидуальные рекомендации по эмоциональной регуляции. В результате 98% продавцов отметили улучшение своего состояния за счет поддержки от компании, а предприятие получило трехпроцентный прирост чистой прибыли за счет считывания и управления бессознательными поведенческими реакциями.


Каким должен быть современный лидер?

Gartner прогнозирует , что к 2026 году 20% организаций будут использовать ИИ для упрощения своей организационной структуры, что приведет к ликвидации более половины существующих должностей менеджеров среднего звена. Это заставляет нас задуматься над тем, насколько сегодня актуальна роль руководителей и могут ли они быть заменены с помощью технологий.

Менеджеры сегодня — кто это?

Сегодня почти 40% рабочего времени менеджеров уходит на решение постоянно возникающих проблем или на административные задачи. С этим связан высокий уровень выгорания этой группы сотрудников, по сравнению с другими.

Один из самых важных навыков менеджера — умение принимать сложные решения в условиях недостатка информации. Они учитывают контекст ситуации, культуру организации, прошлый опыт, эмпатию, чтобы подобрать подходящий ключ к ее разрешению. Этому нельзя научиться — такой навык вырабатывается только на практике, и его невозможно реализовать с помощью ИИ.

Deloitte выделяет три реперные точки, на которых базируется работа менеджеров и которые демонстрируют, насколько ценна и уникальна их деятельность даже в условиях внедрения инноваций:

  1. Коучинг, мотивация и развитие сотрудников . Как показывает практика, самые эффективные взаимодействия происходят один на один. Исследователи выяснили, что поступательное развитие команд менеджерами может повысить их результативность на 27% и увеличить возможности достижения поставленных целей в 1,5 раза. Компании могут помочь лидерам через применение искусственного интеллекта, который будет собирать и анализировать данные о сотрудниках, включая их настроение, уровень взаимодействия друг с другом, результаты работы.

  2. Перераспределение ресурсов и налаживание связей на уровне «человек — технологии» для роста производительности . Чем больше сотрудников используют возможности искусственного интеллекта в своей работе, тем важнее помочь им эффективно выполнять задачи, в том числе через изменение структуры процессов.

  3. Гибкость, стратегический подход и инновации . С ростом новых подходов требуется развитие междисциплинарных связей. Руководителям предстоит стать связующим звеном между различными функциями и курировать многопрофильные проекты, чтобы затем их команды научились взаимодействовать и внедрять прорывные решения самостоятельно.

Мы сегодня стоим перед выбором: как переосмыслить роль менеджера, чтобы помочь организациям и сотрудникам адаптироваться к темпам изменений и процветать? Все начинается с осознания важности трех фундаментальных компетенций, которые завершают это саммари. Именно они должны быть встроены в ДНК организации, чтобы люди могли перенимать их и преуспевать в этих направлениях. Это ключ к будущему росту и прибыльности компании, считают исследователи Deloitte.