Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte. Часть II | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte.
Часть II

Лайфхаки об управлении потенциалом сотрудников в эпоху новых технологий, изменение лидерских ролей и растущий запрос команд на обновление устаревших процессов — тренды глобального рынка труда в отчете Deloitte

Автор: Анастасия Пушкарева

Человеческие коммуникации в эпоху ИИ: исследование Deloitte. Часть II
Фото: Campaign Creators / Unsplash

читайте также

Как договориться с самим собой

Энди Молински

Основатель eBay — о новом понимании благотворительности и социальной функции бизнеса

Омидьяр Пьер

Особая роль: что поможет бизнесу выйти из кризиса

Филипп Генс

Свежий Harvard Business Review Россия

Сегодня мы замечаем, что привычные рабочие процессы и роли претерпевают значительные изменения. То, что ранее лежало в основе управления персоналом и помогало анализировать бизнес-результаты, требует перестройки: новые технологии стирают границы между различными сферами и усиливают важность междисциплинарного подхода к решению задач. Для того чтобы помочь руководителям сориентироваться в ситуации неопределенности, международная консалтинговая компания Deloitte в апреле 2025 года выпустила новый отчет Global Human Capital Trends. В рамках исследования аналитики сосредоточились на вопросах, которые помогут лидерам принимать важные решения в будущем:

как реализовывать все рабочие задачи и при этом оптимизировать процессы;

как искать кадры, развивать и мотивировать команды;

какая культура поможет обеспечить эффективную работу компании.

Главной сложностью является определение количественного эффекта от использования новых технологий. Например, вы планируете внедрить инструмент, который позволит сотрудникам экономить 30 минут своего времени в неделю. При стандартном подходе вы посчитали бы экономию времени по всей компании, выявили число сотрудников, которые отрабатывают полный рабочий день, и предложили бы сократить численность персонала. Хотя потенциально эти 30 минут можно было бы использовать для работы с выгоранием команд или обучения по работе с инновационными продуктами, что могло бы в перспективе дать больший эффект, чем увольнения.

Попробуйте отказаться от традиционной схемы работы с инвестициями и вместо нее составьте портфель проектов таким образом, чтобы убытки от тех инициатив, которые провалятся, компенсировались результатами успешного внедрения других. А чтобы помочь сотрудникам улучшить их рабочий опыт с помощью инноваций, отслеживайте, как новые подходы влияют на их результаты. Ценность технологий определяется не только прямыми затратами на их внедрение, но и функциональными изменениями структуры компании, которые позволяют инновациям давать ожидаемый результат.

На волне мотивации

Ценностное предложение работодателя (EVP) отражает причины, по которым люди приходят работать в компанию и остаются в ней. Пересмотр EVP из-за активного внедрения ИИ, вероятно, будет иметь важное значение для достижения значимых результатов как для персонала, так и для бизнеса.

Некоторые организации считают, что их ценностное предложение отражает мотивацию сотрудников и ее не нужно дополнительно стимулировать. В действительности, только понимая и используя мотивацию на индивидуальном уровне, мы можем по-настоящему повысить производительность. Это позволяет побуждать людей делать то, что они не очень хотели, повышать качество своей работы и объединять специалистов в команды для достижения наилучшего результата.

Большинство сотрудников (78%) четко понимают, что ими движет, но только треть (33%) считают, что их компании и руководство знают о том, что для них важно. Лидеры (67%) осознают необходимость работать с индивидуальной мотивацией и исходить во взаимодействии с командами из их навыков, моделей поведения, увлечений и многого другого.

Конечно, руководители могут начать с анализа данных, которые сотрудники предоставляют открыто — например, по итогам прохождения опросов. Но эта информация не может считаться истиной в последней инстанции, потому что многие могут быть не готовы полностью поделиться своими чувствами, боясь негатива со стороны руководства. Кроме того, далеко не все раскрывают настоящие мотивы своих действий — иногда они остаются загадкой даже для самого человека.

При использовании современных средств сбора персональных данных лидерам необходимо учитывать, что их команды заинтересованы в сохранении конфиденциальности. Они также хотят быть уверены, что информация будет использована в их интересах: 69% опрошенных одобряют пассивный сбор метрик, если это поможет руководителям осознать потребности команд и сделать коммуникацию внутри них более эффективной.

Для продвижения персонализированного подхода к мотивации компании могут работать в трех направлениях:

  • персонализация на уровне «менеджер — сотрудник». В Unilever, например, привычной практикой становится разработка индивидуальных «Планов на будущее», которые включают в себя траекторию развития работника в течение 18 месяцев, в том числе и за пределами компании. Мотивации и цели членов команды обсуждаются в личных разговорах с руководителями, которые после этого помогают сотруднику достичь запланированного с помощью обучения, менторства, коучинга и других инструментов;

  • модульное взаимодействие — практически как в кофейне: берете напиток и выбираете, какой сироп и топпинг добавить, чтобы было вкусно именно вам. Так, многие компании используют этот подход при формировании премий: например, предлагают выбрать между низкой зарплатой и высоким бонусом или высокой зарплатой с незначительным бонусом. Сотрудник может остановиться на том, что комфортнее для него и удовлетворения его потребностей. Это повышает его мотивацию работать дальше;

  • технологические инструменты : сбор поведенческих и эмоциональных данных для создания персонализированного опыта конкретного сотрудника. Например, через IHP Analytics торговое предприятие отслеживало уровень стресса продавцов и соотносило их с показателями продаж. Высокий уровень переживаний негативно сказывался на прибыли, поэтому таким сотрудникам направлялись индивидуальные рекомендации по эмоциональной регуляции. В результате 98% продавцов отметили улучшение своего состояния за счет поддержки от компании, а предприятие получило трехпроцентный прирост чистой прибыли за счет считывания и управления бессознательными поведенческими реакциями.


Каким должен быть современный лидер?

Gartner прогнозирует , что к 2026 году 20% организаций будут использовать ИИ для упрощения своей организационной структуры, что приведет к ликвидации более половины существующих должностей менеджеров среднего звена. Это заставляет нас задуматься над тем, насколько сегодня актуальна роль руководителей и могут ли они быть заменены с помощью технологий.

Менеджеры сегодня — кто это?

Сегодня почти 40% рабочего времени менеджеров уходит на решение постоянно возникающих проблем или на административные задачи. С этим связан высокий уровень выгорания этой группы сотрудников, по сравнению с другими.

Один из самых важных навыков менеджера — умение принимать сложные решения в условиях недостатка информации. Они учитывают контекст ситуации, культуру организации, прошлый опыт, эмпатию, чтобы подобрать подходящий ключ к ее разрешению. Этому нельзя научиться — такой навык вырабатывается только на практике, и его невозможно реализовать с помощью ИИ.

Deloitte выделяет три реперные точки, на которых базируется работа менеджеров и которые демонстрируют, насколько ценна и уникальна их деятельность даже в условиях внедрения инноваций:

  1. Коучинг, мотивация и развитие сотрудников . Как показывает практика, самые эффективные взаимодействия происходят один на один. Исследователи выяснили, что поступательное развитие команд менеджерами может повысить их результативность на 27% и увеличить возможности достижения поставленных целей в 1,5 раза. Компании могут помочь лидерам через применение искусственного интеллекта, который будет собирать и анализировать данные о сотрудниках, включая их настроение, уровень взаимодействия друг с другом, результаты работы.

  2. Перераспределение ресурсов и налаживание связей на уровне «человек — технологии» для роста производительности . Чем больше сотрудников используют возможности искусственного интеллекта в своей работе, тем важнее помочь им эффективно выполнять задачи, в том числе через изменение структуры процессов.

  3. Гибкость, стратегический подход и инновации . С ростом новых подходов требуется развитие междисциплинарных связей. Руководителям предстоит стать связующим звеном между различными функциями и курировать многопрофильные проекты, чтобы затем их команды научились взаимодействовать и внедрять прорывные решения самостоятельно.

Мы сегодня стоим перед выбором: как переосмыслить роль менеджера, чтобы помочь организациям и сотрудникам адаптироваться к темпам изменений и процветать? Все начинается с осознания важности трех фундаментальных компетенций, которые завершают это саммари. Именно они должны быть встроены в ДНК организации, чтобы люди могли перенимать их и преуспевать в этих направлениях. Это ключ к будущему росту и прибыльности компании, считают исследователи Deloitte.


Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.